Виновником признали меня. Хочу узнать мнение эксперта, кто виновник в данном ДТП?

Очень часто лихачи провоцируют аварийную ситуацию: резкий манёвр, подрезание, обгон — и удар по тормозам. Добросовестные водители пытаются в этой ситуации избежать столкновения с автохамом и врезаются в отбойники, улетают в кювет, переворачиваются и попадают в другие ДТП. Лайф расскажет, что делать в таких ситуациях и как доказать вину провокатора.

Ровно такой спорный случай произошёл в практике автомобильного адвоката Сергея Радько.

— В Астрахани суд приговорил двух водителей к тюремному заключению из-за ДТП, в котором погиб пешеход.

Водитель автомобиля Volkswagen Passat двигался по главной дороге, когда путь ему преградил кроссовер Nissan Qashqai, за рулём которого находилась женщина.

Контакта между автомобилями не было, но шофёр седана, уходя от столкновения, не справился с управлением, и машина вылетела на тротуар, где сбила человека, — рассказал Лайфу Радько.

Суд приговорил водителя Passat к 2,5 года лишения свободы, а женщину, не уступившую ему дорогу — к 3 годам заключения согласно статье 264 УК РФ («Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств»). Подобные случаи довольно распространены.

Виновником признали меня. Хочу узнать мнение эксперта, кто виновник в данном ДТП?

© РИА Новости/Алексей Мальгавко

Правила гласят, что при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен сделать всё возможное для замедления (хоть притирайся к отбойнику) вплоть до остановки транспортного средства. Случится авария — виновником признают шофёра, создавшего помеху.

Если по чужой вине всё же произошло ДТП, а реального столкновения с провокатором не было, то первое, что нужно заявить гаишникам — был водитель, спровоцировавший аварийную ситуацию.

Очень часто гаишники отказываются начинать его розыск, хотя по горячим следам можно оперативно задержать нарушителя.

Бывает, начинают угрожать административным штрафом, дескать, как докажешь, ты, мол, сам врезался.

По словам Радько, здесь нужно проявить твёрдость и дать понять инспекторам, что вы знакомы с законами. Гаишники как минимум должны внести эти показания в протокол осмотра места ДТП.

Безусловно, запись видеорегистратора или показания очевидцев станут ключевой уликой, но не у всех есть регистраторы и не всегда люди готовы выступить в роли свидетелей.

И тут важно соблюсти один момент: в протоколе ГИБДД нужно отметить, что необходимы данные записи камер видеонаблюдения (включая камеры частных магазинов или других объектов).

Не лишним будет и продублировать заявку в местный мониторинговый центр, в разных местах они называются по-разному. К примеру, в Москве данные камер предоставляет департамент информационных технологий.

Делать это нужно оперативно, записи хранятся на протяжении 5 дней, после чего удаляются, а по просьбе гражданина, гаишников или суда данные будут хранить 30 дней. Если же место аварии попадает в зону видимости частных камер наблюдения (например, магазина или предприятия), то записи с них можно получить, обратившись к владельцам камер в частном порядке или через сотрудников полиции.

Виновником признали меня. Хочу узнать мнение эксперта, кто виновник в данном ДТП?

В случае, если водителю удастся доказать, что виновником аварии стал другой шофёр, будет назначена трасологическая экспертиза, главная цель которой — выяснить, правильными ли были действия водителя.

— Ещё 1,5 года назад в таких происшествиях виновником априори считался тот, кто не справился с управлением, уходя от удара, никто не выяснял, почему он так поступил. В последние годы практика стала меняться, — рассказывает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По словам Травина, если в результате экспертизы выяснится, что действия водителя действительно были единственно верными и помогли избежать ущерба и человеческих жертв, то виновником аварии признают того, кто создал помеху движению. В таком случае автомобиль виновника будет объявлен в розыск и он будет обязан возместить ущерб.

Виновником признали меня. Хочу узнать мнение эксперта, кто виновник в данном ДТП?

Но ждать выплаты от страховой компании, в которой виновник застрахован по ОСАГО, не стоит. Страховщик в возмещении, как правило, отказывает, мотивируя это отсутствием контакта машин.

Деньги придётся взыскивать через суд, причём если в результате аварии пострадало несколько автомобилей, то лихач заплатит за ремонт всех машин.

При этом заключение эксперта-трасолога станет главным аргументом истца в суде, и вероятность наказать нарушителя высока.

— В моей практике был случай, когда один автомобилист уворачивался от другого и врезался в столб, контакта между машинами при этом не было. В результате того, кто создал помеху на дороге, признали виновником ДТП и лишили прав за оставление места аварии. Найти его удалось благодаря показаниям свидетелей и записям с камер видеонаблюдения, — рассказывает адвокат Радько.

В случае, если экспертиза докажет то, что аварии можно было избежать другими способами (не маневрируя, например) или что ущерб в результате неверных действий водителя оказался более серьёзным, чем если бы он допустил столкновение с автомобилем-помехой, то виновником аварии признают именно того, кто пытался избежать ДТП. А провокатор отделается штрафом.

— Если человек понимает, что манёвр может привести к аварии или непредсказуемым последствиям — нужно бить машину, которая создала это препятствие. ДТП в этом случае практически неизбежно, но виноват в нём будет тот, кто нарушил ПДД и создал опасную ситуацию. Если бы участники подобных аварий поступали именно так — многих трагедий, возможно, удалось бы избежать, — говорит Сергей Радько.

Верховный суд рассказал, как найти виновника ДТП — новости Право.ру

Виновником признали меня. Хочу узнать мнение эксперта, кто виновник в данном ДТП?

Ущерб от автомобильной аварии оплачивает тот, кто ее спровоцировал. Но что делать, если вина не установлена в административном производстве? Например, оно прекращено из-за истечения срока давности. В этом случае суды исходят из того, что истец должен обосновать свой иск и доказать вину ответчика. Но такой подход не согласуется с Гражданским кодексом, пришел к выводу Верховный суд. Кроме того, он сделал ряд важных выводов касательно автотехнической экспертизы. Определение ВС пригодится водителям для защиты их прав.

В делах о компенсации ущерба после ДТП доказывать свою невиновность должен причинитель вреда, указал Верховный суд в одном из недавних дел. В свою очередь, потерпевший не обязан доказывать виновность ответчика или противоправность его действий, даже если в административном порядке вина последнего не установлена. Достаточно факта причинения вреда.

К таким выводам гражданская коллегия ВС пришла в одном из недавних дел. Определение 59-КГ17-5 пригодится водителям для защиты их прав. Суды неверно считают, что доказывать вину в ДТП обязан истец, рассказывает Кирилл Форманчук из «Комитета по защите прав автовладельцев».

Он не видел ни одного решения суда, в котором было бы написано, что доказывать свою невиновность должен ответчик.

Такой подход неправильный, указал ВС в споре Андрея Пищика* и Владимира Прусаченкова*. Они попали в аварию в сентябре 2013 года на трассе близ Благовещенска, когда Прусаченков решил развернуться на встречную полосу не из крайнего левого ряда. В результате его машина столкнулась с автомобилем Пищика, который двигался попутно.

В ГИБДД признали, что правила дорожного движения нарушили оба водителя. Прусаченков не занял крайнее левое положение перед тем, как развернуться (п. 8.5 ПДД), а Пищик обгонял «впереди движущееся транспортное средство, водитель которого подал сигнал налево и приступил к маневру» (п. 11.2 ПДД).

Последний вывод содержался в определении об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Пищик обжаловал этот пункт определения и добился его исключения: суд согласился с ним, что в таком документе не может быть выводов о виновности водителя.

Что касается административного дела относительно Прусаченкова – оно было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Это и смутило суды, которые на «втором круге», с подачи Президиума Амурского областного суда, отказали Пищику во взыскании 87 111 руб. с Прусаченкова на восстановительный ремонт (полиса ОСАГО у того на момент аварии не было). Поскольку в административном порядке вина ответчика не была подтверждена, разобраться в этом самостоятельно решил Благовещенский горсуд.

Он пришел к выводу, что доказательства не свидетельствуют о безусловной вине Прусаченкова. Приступая к развороту, он должен был оценить скорость и положение встречных автомобилей, но мог не заметить автомобиль, который двигался в попутном направлении.

При этом суд отверг выводы судебной автотехнической экспертизы от Дальневосточного регионального центра судебной экспертизы Минюста. Ее специалист пришел к выводу, что Прусаченков в принципе не мог развернуться даже с правого края дороги, не заехав на обочину или остановку маршруток. Но горсуд не принял эти выводы во внимание.

Он отметил, что в заключении учтены показания только Пищика, а не Прусаченкова: «Эксперт разрешил вопрос, насколько достоверны показания сторон, хотя это должен был делать суд». От повторной судебной экспертизы стороны отказались.

Это не помешало истцу указать в апелляционной жалобе, что суд мог назначить ее по своей инициативе, раз уж поверил первоначальному заключению. Но Амурский областной суд отверг этот довод со ссылкой на состязательность процесса, как и другие аргументы Пищика (определение 33АП-6163/2016).

Вина и экспертиза

Истец обратился в Верховный суд, который отправил дело на пересмотр, потому что обнаружил в решениях нижестоящих инстанций массу недостатков. Главное, что они не учли – положения п. 2 ст.

1064 Гражданского кодекса, который возлагает бремя доказывания невиновности на лицо, причинившее вред. Иными словами, причинитель вреда считается виновным, пока не обоснует обратное. И отказ судов со ссылкой на недоказанность вины Прусаченкова незаконен, решила гражданская коллегия ВС.

Она оценила и мотивировку сути решения о том, что ответчик мог не заметить попутную машину. Но в ходе разворота не должны создаваться помехи или опасность для других участников дорожного движения (п. 8.1 ПДД).

А если дорога слишком узкая и разворот выполняется не из крайнего левого положения, перед этим нужно освободить дорогу всем встречным и попутным машинам (п. 8.8).

Кроме того, по мнению ВС, судебную экспертизу отвергли безосновательно. Если эксперт выносил суждения на основании объяснений Пищика, суду следовало самому определить исходные данные для экспертизы.

Читайте также:  Произошло дтп, я виновник. подскажите, как быть в данной ситуации?

Кроме того, основной вывод специалиста о том, что Прусаченков не мог развернуться без нарушений, был основан на объективных данных. Если экспертиза неясна, суд может назначить повторную, напомнил Верховный суд положения п. 2 ст. 87 ГПК.

Эти указания называет важным управляющий партнер КА «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский. По его словам, суды нередко отказываются принимать доказательства, практически ничем это не мотивируя или указывая формальные причины.

Чтобы побороть такой подход, надо отменять решения, принятые с подобными нарушениями, для чего и пригодятся разъяснения ВС, считает Старинский.

* имена и фамилии изменены редакцией

Как установить виновность в ДТП

Под ДТП (дорожно-транспортным происшествием) понимается авария на дороге, в результате которого причинён материальный ущерб, вред здоровью или смерть людей. В каждом случае дорожного происшествия важно правильно определить виновника ДТП, так как от этого во многом зависит порядок возмещения компенсации причинённого материального и морального ущерба.

Виновником признали меня. Хочу узнать мнение эксперта, кто виновник в данном ДТП?

Так как в большинстве случаев причиной аварии является совпадение многих факторов, то на практике не всегда удаётся сразу правильно определить истинного виновника.

Бывают случаи, когда виновников аварии нет или, наоборот,их несколько.

В основном виновником признаётся то лицо, которое совершило нарушение Правил, и в отношении него оформляется протокол об административном правонарушении ГИБДД.

Следует помнить, что установить виновностьи вынести приговор в отношении виновника имеет право только суд. Протокол ДТП не устанавливает виновность, а только фиксирует и описывает его схему, причины, условия и последствия с точки зрения сотрудника ГИБДД.

На основе этого документа с учётом показаний свидетелей и объективных материалов суд выносит своё решение и устанавливает истинного виновника.

Протокол о правонарушении, составленный инспектором ГИБДД можно обжаловать установленным порядком, если водитель не согласен с его выводами.

Порядок установления виновника ДТП

Обычная схема действий правоохранительных органов, направленная на то чтобы расследовать ДТП, представляет собой следующую последовательность:

  1. При поступлении материалов в отделение ГИБДД специальная группа разбора проводит следственные действия и определяет нарушителя. При этом: в отношении нарушителя выносится постановление с наложением штрафа на основании соответствующей статьи КоАП. Если есть погибшие, то дело направляется в суд для привлечения нарушителя к более строгой ответственности. Подробнее об этом читайте здесь;
  2. Если в результате расследования выясняется, что нарушения правил со стороны участников происшествия не было или имеются другие факторы, перечисленные в ст. 24.5 КоАП, то дело прекращается без привлечения лиц к ответственности с выдачей всем участникам справки о том, что в ДТП нет виновников. Всем участникам происшествия выдаются справки о ДТП без определения виновности, в них указывается только нарушитель.
  3. Если участник происшествия не согласен с полученным постановлением, то он вправе обжаловать его в суде для того, чтобы установить виновность в ДТП или выявить виновника. Для этого к исковому заявлению нужно приложить постановление ГИБДД, пакет документов, подтверждающих размер причинённого ущерба и обосновывающих невиновность истца или виновность его оппонента, фотографии и другие материалы объективного свидетельства.
  4. Далее происходит судебное разбирательство по исковому заявлению. При этом суд затребует дело о ДТП из ГИБДД. При необходимости в интересах дела суд назначает трасологическую или судмедэкспертизу, производит допрос очевидцев происшествия, исследует представленные фото и видеоматериалы. На основании результатов проведённого разбирательства суд вынесет окончательное решение, и решение суда может не совпасть с решением группы разбора в ГИБДД.
  5. Решение суда является веским основанием для обращения в страховую фирму для получения денежной компенсации за причинённый ущерб. Если суд определил обоюдную вину сторон в аварии, то каждая из них вправе получить частичную компенсацию за понесённый ущерб.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:

  1. Исковое заявление.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
  4. Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
  5. Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.

Важно в качестве одного из ответчиков привлечь страховую компанию. В противном случае, даже если истец выиграет суд, то по исполнительному листу получить деньги с виновника, если это физическое лицо, может быть затруднительно, по причине, например, отсутствия у него работы.

После предъявления в канцелярию суда всех необходимых документов назначается дата проведения предварительного судебного заседания.

Что делать, если виновность в ДТП не установлена?

Если суд не установил виновность в ДТП, то согласно п. 22 ст. 12 ФЗ об ОСАГО:

застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда и страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба. Страховые компании участников ДТП обязаны выплатить каждому из участников страховку в размере 50% от суммы причиненного ущерба.

Это значит, что если у первого водителя автомобиль пострадал на сумму в 100.000 рублей, то страховая компания обязана возместить ему 50.000 рублей. Соответственно, если второму водителю нанесен ущерб, к примеру, в 50.000 рублей, то страховая выплата будет составлять 25.000 рублей.

Видео: Суд признал водителя ВАЗ-2107 виновным в ДТП

Чтобы минимизировать для себя последствия происшествия и доказать свою невиновность, нужно обязательно выполнить следующие действия:

  1. Ни в коем случае не покидать место происшествия до приезда сотрудников ГИБДД, так как это расценивается, как попытка уйти от ответственности и признание своей вины. При этом теряется возможность собрать вещественные и объективные доказательства в свою пользу, подтверждающие невиновность водителя. Законом позволяется покидать место совершения аварии только для оказания неотложной помощи пострадавшим, и то при условии скорейшего обратного возвращения на место аварии. Оптимальным выходом является доставка пострадавших на попутных машинах, не участвовавших в происшествии.
  2. До прибытия полиции нужно записать контактные данные 3-4 очевидцев происшествия, заручившись их согласием на дачу свидетельских показаний при необходимости. Эти данные должны быть указаны впоследствии в протоколе в разделе «Объяснение». Обычно редко кто из свидетелей будет дожидаться прибытия полицейских, и давать показания на месте события.
  3. По прибытии инспектора ГИБДД дать показания по поводу происшествия, объяснив свою точку зрения, ознакомиться со схемой ДТП и содержанием протокола. При наличии возражений нужно обоснованно изложить их в разделе особого мнения участника аварии в протоколе. Записать о наличии видео и фотоматериалов и указать данные о свидетелях происшествия.
  4.  До приезда полиции сделать фото или видеосъёмку места происшествия с разных позиций так, что по кадрам можно было определить:
  •  дату, место и время события;
  •  автомобили участников ДТП с чётко видимыми регистрационными номерами;
  •  длину тормозного пути;
  •  виды и размеры повреждений машин;
  •  осколки и оставшиеся на дороге фрагменты автомобилей;
  •  дорожную обстановку и метеоусловия.

Важно сохранить у себя дубликаты фотоснимков на случай утери или намеренного сокрытия предъявленных материалов.

Как можно обжаловать виновность в  ДТП

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться с делом, по решению которого водитель привлекается к ответственности. К основным материалам дела относятся протокол происшествия, протоколы осмотров автомобилей участников и места аварии, схема происшествия, акты автотехнической экспертизы и медицинского обследования, справка о ДТП. Важно найти в составлении административного протокола какие-либо процессуальные нарушения или ошибки, которые могут стать причиной его отмены на суде.
  2. Провести анализ указанных материалов дела на соответствие их оформления и содержания установленным требованиям нормативных документов. Наличие таких нарушений могут послужить основанием для признания не действительным этих документов.
  3. Ходатайствовать о проведении необходимой независимой экспертизы. При этом важно внимательно отнестись к выбору организации, проводящей независимую экспертизу, так как от профессионализма, квалификации и независимости эксперта во многом зависят эффективность и выводы проводимых исследований. Существенную помощь в этом вопросе могут оказать юридические компании, специализирующиеся в предоставлении правовой защиты участникам аварии.

Любое сомнение в обоснованности обвинения в качестве виновника аварии должно послужить толчком для оспаривания решения административного протокола. Только так можно избавиться от необоснованных притязаний потерпевших и их страховых компаний по возмещению им материального ущерба.

Можно ли получить страховку ОСАГО и КАСКО?

В области страхования водителей транспорта существует две основные системы:

  •  ОСАГО – обязательное для всех владельцев транспорта страхование своей  гражданской ответственности за возможное причинение материального ущерба другим участникам дорожного движения. В случае ДТП причинённый ущерб пострадавшим компенсирует та страховая компания, с которой заключил договор страхования виновник аварии.
  • КАСКО – добровольное страхование своего автомобиля, как ценного имущества, от получения повреждений, похищений и порчи. При ДТП за полученное повреждение автомобиля денежную компенсацию его владельцу выплачивает та страховая компания, с которой владелец авто заключил договор страхования, в том числе и виновнику аварии (в страховых случаях, установленных договором).
Читайте также:  Участие нотариуса в корпоративных отношениях

Особенностью ОСАГО является то, что в случаях, когда установить виновность в ДТП конкретных лиц не удалось, получить возмещение пострадавшей стороне за причинённый ущерб в аварии от страховых компаний невозможно, так как отсутствует главное условие для выплаты – лицо, привлекаемое к гражданской ответственности, виновник аварии.

Однако не стоит в данном случае «опускать руки» и отказываться от гражданского права на получение положенного возмещения. Нужно обратиться в суд с иском и ходатайством о дополнительном проведении судебной экспертизы для выявления виновника происшествия. Суд может назначить техническую экспертизу в зависимости от обстоятельств дела, которая может включать:

  • автодорожную экспертизу, определяющую состояние дорожной инфраструктуры, послужившего причиной аварии;
  • трасологическую экспертизу, определяющую причину и виновника аварии по оставшимся следам на машинах и дороге;
  • автотовароведческую экспертизу для определения истинного размера причинённого ущерба в результате повреждения автомобиля.

Пострадавшие могут получить страховку или бесплатно восстановить повреждённый автомобиль, если у них имеется полис КАСКО, независимо от того, определён или нет виновник ДТП. Однако здесь важно, чтобы причина происшествия входила в страховые случаи, которые детально обговариваются в каждом договоре.

Виновник ДТП — не собственник автомобиля, на кого подавать в суд?

Виновником признали меня. Хочу узнать мнение эксперта, кто виновник в данном ДТП?

По закону управлять автомобилем имеет право не только его владелец, но и другие лица, имеющие генеральную доверенность. Поэтому иногда в результате оформления ДТП выясняется, что виновником аварии является не собственник машины.

В такой ситуации у потерпевших в аварии может возникнуть закономерный вопрос по поводу лица, на которое следует подавать в суд.

Сразу уточним, что дать однозначный ответ на данный вопрос не получится. Чтобы правильно выбрать лицо, которое должно нести ответственность за нарушение правил дорожного движения, приведшее к аварии, необходимо выяснить, имел ли право водитель садиться за руль этого автомобиля.

Что делать при ДТП, если водитель — не собственник автомобиля

Как себя вести в подобном случае?

В большинстве случаев особых проблем с определением лица, которое должно возместить ущерб при ДТП, нет, даже если виновником аварии является не владелец авто.

Если у водителя, управлявшего автомобилем, была генеральная доверенность, то он и несет ответственность перед потерпевшим. В противном случае отвечать за действия водителя, не имеющего доверенности, будет непосредственно собственник автомобиля.

Владелец машины, которая была угнана, и с участием которой произошла авария, не будет возмещать ущерб потерпевшим.

Но следует заметить, что владельцу придется доказать, что его машина была украдена, представив необходимые документы.

Конечно, никому не хочется отвечать за ошибки других людей. Поэтому собственник машины, явившейся участницей аварии, может подать в суд встречное требование.

В том случае, когда хозяин машины уже возместил ущерб, он имеет возможность потребовать с виновника аварии вернуть ему потраченные средства. Размер иска приравнивается к размеру компенсации, выплаченной потерпевшему.

Выплаты по страховому полису

Многие водители стараются оформить страховой полис ОСАГО, тем более что это требование является обязательным для всех водителей. В случае аварии ущерб будет возмещен за счет страховой компании, даже если за рулем автомобиля находился не сам водитель, а лицо, которому он выдал генеральную доверенность.

Как правильно действовать в данной ситуации:

  • после того, как произошло ДТП, вызовите сотрудников ГИБДД или ДПС. Они должны составить схему происшествия, протокол, выписать необходимые справки и вручить их обоим участникам аварии;
  • со справкой о ДТП обратитесь в страховую компанию и потребуйте возместить ущерб, полученный в результате аварии. Обязательными документами при обращении являются: полис, полученный при оформлении страховки, ПТС, заявление о возмещении ущерба, ВУ, удостоверение личности, реквизиты, необходимые для перечисления средств. Средства на ваш счет будут перечислены по решению страховой компании. Для рассмотрения заявления и принятия решения у страховщиков есть 20 календарных дней.
  • Отсутствие реакции страховщиков по истечении указанного срока или выплата суммы, которая меньше необходимой для восстановления авто, дает основания для проведения независимой экспертизы и обращения в суд.
  • Довольно сложно получить компенсацию в том случае, когда авария произошла по вине угонщика авто.
  • Страховщики могут отказаться выплачивать ущерб, если:
  • лицо, признанное виновником аварии, не вписано в страховой полис;
  • срок действия страхового полиса закончился.
  1. Если страховая компания обосновано отказала в возмещении ущерба, пострадавшему придется решать вопрос только с самим виновником аварии.
  2. Отсутствие страховки
  3. Если договор страхования не был заключен, выплата компенсации становится обязанностью непосредственно виновника аварии или собственника авто.

Но это еще не означает, что водитель, потерпевший в аварии сможет восстановить машину за счет данных лиц. Ему могут выплатить небольшую часть средств или вообще отказаться платить, аргументируя отказ отсутствием денег.

Когда водитель, спровоцировавший ДТП, не имел права управлять автомобилем, разбираться с компенсацией потерпевшему будет владелец машины. Если у него нет средств, машину можно арестовать.

  • Когда же водитель имел генеральную доверенность, автомобиль не может быть арестован, так как он не принадлежит виновнику аварии.
  • Оба участника аварии заинтересованы в проведении независимой экспертизы, которая позволит обнаружить повреждения и точно определить стоимость ремонтных работ.
  • Информация для пострадавшей стороны
  • Водитель, пострадавший в результате аварии, имеет право требовать выплаты компенсации, как с виновника аварии, так и с хозяина машины.
  • В данной ситуации главное выяснить, кто именно по закону должен это сделать.
  • Когда владельцем машины является юридическое лицо, находившееся на момент ДТП на службе, он также может обеспечить уплату ущерба.
  • Для того чтобы разобраться к кому предъявлять требования по оплате ущерба, необходимо выяснить:
  • была ли у виновника аварии доверенность. Если это так, то рассчитываться с потерпевшим будет именно этот водитель;
  • есть ли данные виновника аварии в страховом полисе ОСАГО. Если на водителя распространяется страховка, возмещать ущерб будет страховая компания;
  • отсутствие доверенности говорит о том, что ответственность за ДТП несут и водитель, и владелец;
  • если машина числилась в угоне, отвечать за аварию владелец авто не будет, собственно как и страховая компания, так как угонщика среди страхователей нет.

Как действовать при аварии?

Итак, вы смогли определиться, у кого требовать возмещения ущерба – направляйте ему письмо с соответствующими требованиями.

Для того чтобы отреагировать на письмо у виновника есть 7 дней. Отсутствие реакции на требования пострадавшего – основание для обращения в суд.

Когда виновник аварии не является владельцем машины, но он вписан в страховку, а также имел генеральную доверенность, проблем с выплатой компенсации потерпевшему в аварии быть не должно.

В противном случае обращения в суд не избежать. К сожалению, сознательных граждан, которые сразу же откликаются на требования потерпевшего, не так уж много.

Давайте разберемся, как правильно составить исковое заявление в суд.

Документ набирается на компьютере. В качестве реквизитов вносится следующая информация: наименование суда, личные данные истца и ответчика (ФИО, адрес, контактный телефон), уточняется цена иска и государственной пошлины (далее мы расскажем о том, как проводить расчеты стоимости иска).

Следующая запись – четкое название иска, которое указывает на суть проблемы. В данном случае это будет: исковое заявление к виновнику аварии о возмещении ущерба, причиненного ДТП.

В теле заявления описываются обстоятельства произошедшего происшествия, в результате чего истец понес урон. Назовите точное место ДТП, когда и в каком часу произошло данное событие. Уточните марки, модели и государственные номера обоих автомобилей.

Укажите в тексте личные данные водителей участников аварии. При описании аварии ссылайтесь на доказательства, которые подтверждают произошедшее.

Текст заявления может быть примерно таким

Как узнать виновника ДТП?

Практически всегда можно узнать, кто является виновником ДТП. Пути решения вопроса зависят от причины такого поиска.

Инициатор аварии не хочет признавать свою вину или скрылся с места происшествия? В этой статье мы подробно разберем оба прецедента и подскажем выход из сложной ситуации.

Однако каждый случай индивидуален, и если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, советуем вам обратиться к юристу.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 77 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Водитель не признает вину

В случае, когда виновник аварии не хочет брать на себя ответственность за ДТП, скорее всего, дело будет рассматриваться в суде. Чтобы решение было вынесено в вашу пользу, вам необходимо сразу после происшествия выполнить ряд действий.

Первоначально вызовите ГИБДД для составления протокола. В этом документе инспекторы подробно отразят обстоятельства инцидента, которые будут использованы в суде для выявления виновника ДТП.

Пока дорожная полиция едет, проведите собственное небольшое расследование, а именно:

  • разыщите очевидцев — обычно, когда происходит дорожно-транспортное происшествие, вокруг него собирается много зевак. Расспросите и запишите их данные (фамилию, имя, отчество, адрес, телефон). В дальнейшем они смогут дать показания в вашу пользу непосредственно на судебном заседании или зафиксировать их на бумаге;
  • проверьте, есть ли поблизости камеры видеонаблюдения, которые, возможно, засняли это происшествие. Они могут быть расположены не только на дорогах, но и на зданиях;
  • опросите других водителей — как участников происшествия, так и проезжавших неподалеку от места аварии. Может, у них есть видеорегистратор в машине;
  • не пытайтесь переубедить виновника ДТП самостоятельно. Если водитель не желает брать на себя ответственность за дорожное происшествие, то угрозы в его адрес могут впоследствии вам только навредить, вплоть до административного или уголовного наказания. А получить возмещение от виновника ДТП при этом все равно не удастся.
Читайте также:  Меня интересует, что может мне грозить, если потерпевшая пошла на примирение?

Сотрудники ГИБДД по приезду составляют схему ДТП, протокол с места происшествия, постановление об административном правонарушении. Чтобы у виновника было меньше шансов избежать ответственности, стоит очень внимательно подходить к подписанию этих документов. Если вы с чем-то не согласны, то лучше это указать.

Следующий ваш шаг — это подача иска в суд, который официально определит виновника происшествия. Если сумма ущерба составляет меньше 50 тысяч рублей, то исковое заявление подается в мировой суд, если больше, то в районный.

Причем в качестве ответчиков лучше привлекать не только виновника ДТП, но и его страховую компанию.

К исковому заявлению прикладывайте все необходимые документы о ДТП: протокол об административном правонарушении, справку из ГИБДД, свидетельские показания, данные с видеокамер и прочее.

Чтобы узнать, кто является виновником дорожно-транспортного происшествия, суд может назначить экспертизу (или даже несколько):

  • трасологическую, которая изучает оставшиеся на дороге и транспортных средствах следы от ДТП;
  • автодорожную, которая позволяет узнать состояние дороги и дорожных знаков в момент совершения аварии;
  • автотовароведческую, с помощью которой оценивают степень ущерба автомобиля и определяют стоимость ремонта.

Если вы не уверены в своей правоте и хотите наверняка узнать, кто является виновником ДТП, то лучше сделать экспертизу еще до обращения в суд. Судебные исследования стоят существенно дороже, а при проигрыше гражданского дела эти расходы лягут на вас. Чтобы экспертиза могла быть использована в будущем, как доказательство в суде, обязательно пригласите виновника инцидента на ее проведение.

После того как суд рассмотрит все факты, он вынесет решение о виновности того или иного участника ДТП.

Если Фемида будет на вашей стороне, и виновником признают другого участника, то с итоговым документом можно обратиться к страховщику для получения компенсации ущерба.

Если же будет доказано, что виновных в совершении ДТП нет, то страховщик вправе не возмещать причиненный вред автомобилю по ОСАГО. В случае, когда установлено, что оба водителя являются виновниками ДТП в равной степени, ответственность также будет равной.

Судебные разбирательства могут длиться очень долго, даже годами, поэтому в большинстве случаев лучшим решением будет попытаться мирно договориться с виновником аварии.

Возможно, вам удастся его убедить, что судье не составит проблем узнать, кто виновен в совершении ДТП, так как это слишком очевидно и не вызывает сомнений.

Также помните, что все судебные и досудебные расходы, в том числе, на экспертизу и услуги юриста, несет та сторона, которая проиграет суд.

Виновник скрылся с места ДТП

Если виновник скрылся с места ДТП, первое, чего не нужно делать — это устраивать за ним погоню. В крайнем случае, это может сделать один из очевидцев. И только если это действительно необходимо — например, чтобы узнать номер автомобиля виновника.

Кроме того, вообще никогда не покидайте место происшествия. Даже если вы полностью уверены, что вы не виноваты в ДТП, и сильно спешите по делам.

Другой участник может вернуться, вызвать сотрудников инспекции, и тогда скрывшимся — и, возможно, виновником — окажетесь уже вы. Доказать противоположное будет практически нереально.

Единственная причина, по которой вы можете уехать — если требуется срочно доставить потерпевшего в больницу для оказания помощи, а иных транспортных средств для этого нет.

Поэтому оставайтесь на месте аварии и для начала постарайтесь запомнить всю информацию об автомобиле виновника: цвет, марку, модель, государственный номер. Снимите все на видео или фото.

Если такой возможности нет, то запишите, чтобы впоследствии не забыть. Эта информация поможет узнать личные данные виновника ДТП.

Далее включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки и позвоните в ГИБДД.

Постарайтесь не паниковать. Оглядитесь, чтобы выяснить, есть ли поблизости камеры видеонаблюдения или видеорегистраторы в других автомобилях. Также полезно будет опросить очевидцев ДТП и взять их телефонные номера. Когда приедут сотрудники ГИБДД, сообщите им всю известную вам информацию о виновнике аварии. Внимательно прочитайте все документы, которые составят инспекторы.

Также, чтобы узнать виновника ДТП по номеру и марке автомобиля, обратитесь во все социальные сети и разместите там информацию о происшествии. Обратите внимание на группы вашего города (поселка). Возможно, через них вы найдете разыскиваемого вами виновника.

Проявляя активность, вы будете иметь больше шансов найти неустановленного водителя и, соответственно, получить денежные средства на ремонт вашего автомобиля.

Когда органы ГИБДД установят виновника ДТП и узнают, где он проживает, вам об этом сообщат.

Если у инициатора аварии есть полис ОСАГО, то, независимо от причин, по которым он скрылся с места происшествия, страховая компания возместит вам ущерб в полном объеме.

Если страховку он не оформлял, то стоимость ремонта автомобиля можно взыскать через суд. Хуже всего будет ситуация, когда виновника ДТП не найдут. В этом случае взыскать все ваши убытки будет не с кого, страховая вам также не возместит ущерб.

Исключение: Если при ДТП причинен вред жизни или здоровью вам, вашим пассажирам или другим участникам аварии, то компенсационную выплату можно получить через РСА (Российский союз автостраховщиков).

  • Источники:
  • Гражданские дела, подсудные мировому судье
  • Право на получение компенсационных выплат

Причину ДТП и его виновника определяет эксперт

9 апреля 2021 г. 16:04

Слушателям вебинара ФПА РФ рассказали о задачах и некоторых проблемах современной автотехнической экспертизы

9 апреля в ходе третьего вебинара ФПА РФ в рамках курса «Специальные знания в деятельности адвоката» с лекцией на тему «Автотехническая экспертиза по делам по исследованию обстоятельств ДТП» выступил ведущий государственный судебный эксперт отдела автотехнических экспертиз ФБУ Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России Тимофей Бочаров.

В рамках своего выступления он рассмотрел следующие вопросы: актуальные проблемы качества судебных автотехнических экспертиз (САТЭ); современное состояние производства САТЭ с использованием компьютерных программ; методические подходы к использованию компьютерного моделирования дорожно-транспортного происшествия (ДТП) в автотехнической экспертизе; задачи судебной экспертизы по исследованию видеозаписей с событиями ДТП и пути гармонизации и разграничения специальных знаний САТЭ и судебной экспертизы видео- и звукозаписей.

В первой части своей лекции Тимофей Бочаров рассказал, как описываются фабула происшествия, сведения о его участниках, показания очевидцев. Прежде всего, автотехническая экспертиза исследует техническую возможность водителя предотвратить ДТП.

Лектор подробно остановился на правилах и методике такого исследования.

Он отметил, что если эксперту не предоставляются конкретные цифры и он не может провести контрольный эксперимент, в этом случае он опирается на стандартные параметры, относящиеся к данной марке транспортного средства.

Тимофей Бочаров привел конкретные примеры, когда в зависимости от заданного «момента возникновения опасности» экспертом могут быть сделаны противоположные выводы о возможности водителя предотвратить наезд на пешехода. Это объясняется как противоречиями в Правилах дорожного движения, так и отсутствием утвержденной единой методики экспертного исследования.

При рассмотрении уголовных дел крайне важным является установление скорости транспортного средства, которую не всегда возможно определить традиционными способами. Сегодня уже рядовым событием становится экспертиза видеоизображения, а иногда нужную информацию содержат блоки управления подушками безопасности.

Тимофей Бочаров указал, что при определении причин ДТП эксперт, как правило, восстанавливает механизм аварии с помощью транспортной трасологии. Для этого используются специальные компьютерные программы, применяемые при производстве автотехнических экспертиз.

Анализу этих программ спикер уделил особое внимание.

Он также обосновал необходимость в работе с самыми распространенными и функциональными на сегодняшний день компьютерными программами для анализа и моделирования механизма ДТП, базирующимися на методиках, принятых в экспертной практике, и положениях, а также опыте практикующих экспертов.

Наилучший результат, по словам лектора, показывает программа PC-Crash. Алгоритм ее работы предусматривает следующие этапы: получение исходной информации; контроль экспертом полученных сведений и оценка достаточности исходной информации; реконструкция механизма ДТП; описание механизма ДТП в экспертных терминах и понятиях.

Для выполнения экспертного исследования необходимо составить масштабный чертеж ДТП, изучить имеющуюся информацию, в том числе следы ДТП, после чего с помощью компьютерного моделирования эксперт может составить заключение о том, как произошло столкновение транспортных средств, какие они получили повреждения, кто из водителей является виновником данного ДТП.

Во второй части лекции Тимофей Бочаров сообщил об исследовании обстоятельств ДТП с использованием видеозаписей.

Он коснулся типовых и частно-экспертных методов и средств исследования, порядка их применения и оценки полученных результатов в аспекте экспертных задач.

Давая характеристику ДТП, эксперт-автотехник оценивает имеющуюся в видеофайле информацию с учетом требований Правил дорожного движения. В экспертном заключении непременно должны быть указаны характеристики файла, с которым работал эксперт.

Тимофей Бочаров подробно описал корректные формулировки вопросов, ставящихся перед экспертом, необходимые документы, исходные данные.

В завершение выступления он ответил на вопросы слушателей.

Обращаем внимание, что запись вебинара будет доступна сегодня до 24.00 (по московскому времени). Повтор трансляции состоится в субботу, 10 апреля.

Константин Катанян

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *