Решение по жалобе адвоката Антонова А.П. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ в отношении К.

Возможность обжаловать постановления должностных лиц по делу об административном правонарушении предусмотрено положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в частности главой 30.

Как правило, постановление по делу об административном правонарушении гражданин, в отношении которого ведется производство по делу, вправе обжаловать в соответствующем районном суде (ст. 30.1 КоАП РФ).

Подача жалобы на постановление госпошлиной не облагается (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Жалобу рекомендуется подавать в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ст. 30.3 КоАП РФ).

Пропущенный срок подачи жалобы можно восстановить, если суд признает ее пропущенной по уважительным причинам, для этих целей в жалобе нужно указать ходатайство о восстановлении пропуска срока подачи жалобы.

Несмотря на отсутствие соответствующей нормы в КоАП РФ, указанное определение об отказе в восстановлении пропущенного срока можно обжаловать в вышестоящий суд, основываясь на разъяснениях Верховного Суда в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 03.12.2003.

Судья при подготовке к рассмотрению жалобы обязан (ст. 30.4 КоАП РФ):

  • направить жалобу на рассмотрение по подведомственности, если разрешение спора вне его компетенции;
  • проверить на предмет наличия обстоятельств, которые исключают возможность рассмотрения жалобы данным судьей;
  • выяснить, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
  • принять процессуальное решение по ходатайствам в жалобе, решить вопрос о назначении экспертизы, истребовании дополнительных материалов, о необходимости вызова конкретных участников производства по делу.

В силу пояснений Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики за четвертый квартал 2006 года, на стадии подготовки к рассмотрению жалобы судья может вернуть жалобу, если из ее содержания не будет возможности установить, чьи права и каким образом нарушены обжалуемым постановлением.

В связи с этим нужно постараться четко формулировать свои требования и основания своих требований.

Обстоятельствами, исключающими возможность рассмотрения дела судьей, являются родственные отношения с участниками производства по делу либо наличие какого-либо интереса в разрешении данного дела (ст. 29.2 КоАП РФ).

Обстоятельствами, исключающими производство по делу, являются:

  • отсутствие события правонарушения;
  • отсутствие состава правонарушения, в том числе недостижение соответствующего возраста привлекаемого (16 лет) либо невменяемость;
  • крайняя необходимость;
  • издание акта амнистии;
  • истечение сроков давности привлечения к ответственности;
  • иные обстоятельства, подробно регламентированные в статье 24.5 КоАП РФ.

Порядок и сроки рассмотрения жалобы

Срок рассмотрения жалобы судом составляет два месяца со дня поступления в суд, правомочный рассматривать жалобу, но по некоторым делам закон содержит более сжатые сроки рассмотрения (ст. 30.5 КоАП РФ).

Жалоба должна рассматриваться судьей единолично, а дело подлежит проверке судом в полном объеме.

Обязанность суда проверять дело в полном объеме означает, например, что гражданину не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, несмотря на прекращение дела по причине истечения сроков давности (абз. 2 п. 13.1 постановления пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

Необходимо знать некоторые обязанности суда при рассмотрении жалобы:

  • гражданину судом должны быть разъяснены права и обязанности;
  • суд разрешает вопросы о заявленных отводах и ходатайствах;
  • проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления;
  • заслушиваются объяснения гражданина и, при необходимости, показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства.

Если при рассмотрении жалобы выяснится, что спор вне компетенции данного судьи, дело подлежит передаче по подведомственности.

По результату рассмотрения жалобы судья выносит одно из решений:

  • об оставлении постановления без изменения, а жалобы — без удовлетворения;
  • об изменении постановления, но только не в сторону усиления административного наказания или иного ухудшения положение обратившегося гражданина;
  • об отмене постановления при малозначительности правонарушения и наличия обстоятельств, исключающих производство по делу, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
  • об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, если допущены существенные нарушения процессуальных требований, которые препятствовали объективному рассмотрению дела, а также в связи с необходимостью более строгого административного наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость наказания;
  • об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если постановление было вынесено неправомочным должностным лицом.

Решение по жалобе оглашается немедленно после вынесения, копия направляется гражданину в течение трех суток со дня вынесения.

Указанное решение судьи по жалобе на постановление можно обжаловать далее в вышестоящий суд в порядке пересмотра решения, принятого по жалобе (ст. 30.9 КоАП РФ).

При этом подача жалобы, ее рассмотрение и разрешение спора осуществляется в вышеуказанном порядке и сроки (ст. 30.8-30.9 КоАП РФ).

Жалоба на постановление об административном правонарушении

  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором выражается несогласие как с постановлением полностью, либо с его частью.
  • Данная жалоба не является апелляционной жалобой, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) установлен свой порядок обжалования постановлений, не вступивших в законную силу.
  • Кодексом подача апелляционных жалоб не предусмотрена, хотя обе жалобы, несмотря на разные наименования, имеют один и тот же смысл – отмену или изменение постановления, принятого в первой инстанции.

Кто обладает правом обжалования

Перечень лиц, имеющих право обжаловать постановление судьи или должностного, поименован в статьях 25.1 – 25.5.1 КоАП РФ. Ими являются:

  • лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 25.1);
  • потерпевший (статья 25.2);
  • законные представители физического лица (статья 25.3);
  • законные представители юридического лица (статья 25.4);
  • защитник и представитель (статья 25.5);
  • уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (статья 25.5.1).

Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.

3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1). Т.е.

правом обжалования обладает то должностное лицо, которое составило протокол об административном правонарушении и направило его в суд для рассмотрения.

Срок подачи жалобы

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений

Подача жалобы на постановление об административном правонарушении

Как установлено ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу. При этом жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

  1. При обжаловании постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения жалоба направляется в вышестоящий суд в день получения жалобы.
  2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности направляется в вышестоящий суд в день получения жалобы.
  3. Подача жалобы государственной пошлиной не облагается.

Требования к жалобе на постановление

Особых требований к содержанию жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях КоАП РФ не предъявляет. Однако, жалоба должна в себе содержать такие обязательные элементы:

  • Наименование суда или органа куда подается жалоба;
  • Фамилия, имя и отчество заявителя, его фактический адрес места жительства;
  • Наименование жалобы;
  • Ссылка в тексте на оспариваемое постановление: кем и когда принято, назначенная мера административного наказания;
  • Доводы, обосновывающие несогласие с обжалуемым постановлением;
  • Выраженная просьба об отмене или изменении обжалуемого постановления;
  • Подпись, фамилия и инициалы заявителя, дата.

Образцы жалобы на постановление об административном правонарушении

Об отдельных положениях законодательства о вступлении в силу постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях, рассмотренных судами общей юрисдикции

Вступление в силу постановления об административном правонарушении — это завершающая часть производства по делу об административном правонарушении.

Именно вступившее в силу постановление об административном правонарушении обязательно для исполнения.

С датой вступления в силу постановления законодатель связывает основания для привлечения к ответственности (административной либо уголовной) за совершение повторного нарушения.

Например, водитель, в отношении которого мировым судьей вынесено постановление о лишении права управления транспортным средством, считается лишенным такого права со дня вступления данного постановления в законную силу. Следовательно, если постановление не вступило в законную силу, действия водителя по управлению транспортным средством не могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 12.7 КоАП.

В соответствии со ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;
  • 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.       
Читайте также:  У виновника ДТП нет страхового полиса. Могу ли я получить компенсационную выплату из своей страховой или только через суд с виновника ДТП или собственника ТС?

Таким образом, момент приобретения постановлением (решением) юридической силы зависит от реализации лицами, перечисленными в ст. статьях 25.1 — 25.5.1 и ч. 1.1 ст. 30.

1 КоАП РФ (а именно: лицом, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лиц, защитником и представителем, должностном лицом, составившим протокол об административном правонарушении) принадлежащего им права на обжалование этого постановления в установленном порядке.

Так, в силу ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 КоАП РФ (касающихся защиты избирательных прав), — пяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно положениям ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку либо высылается заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

В случаях, когда постановление по делу об административном правонарушении было вручено под расписку, каких-либо сложностей с определением даты его вступления в законную силу не возникает.

Например, постановление мировым судьёй вынесено 2 марта и в этот же день вручено лицу, привлеченному к административной ответственности и присутствовавшему в судебном заседании. 4 марта постановление получено должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении.

Соответственно, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе подать жалобу на постановление до 12 марта включительно, должностное лицо — до 14 марта включительно, и в случае отсутствия жалоб постановление вступает в силу 15 марта.

Проблемы с толкованием правила об отсчете срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении зачастую возникают при направлении лицу, привлеченному к административной ответственности, копии постановления заказным почтовым отправлением.

Названные лица, буквально толкуя перечисленные положения закона и полагая, что невручение им копии постановления свидетельствует о невступлении его в силу и может затянуть исполнение постановления на неопределенный срок, довольно часто умышленно уклоняются от получения постановления.

Вместе с тем, напротив, неполучение постановления по делу об административном правонарушении, в том числе направленного заказным почтовым отправлением, влечет для лица, привлеченного к административной ответственности, негативные последствия в виде истечения срока, установленного для обжалования.

В частности, в п. 29.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции постановления от 19.12.

2013 N 40) дано разъяснение, что в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 КоАП РФ).

  1. Так, например, если копия постановления по делу об административном правонарушении от 02 февраля, направленная лицу, привлекаемому к административной ответственности, заказным почтовым отправлением 5 февраля, возвращена в суд в связи с истечением срока хранения 10 марта, то датой вступления в силу постановления считается 21 марта.
  2. Если момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении приходится на нерабочий или праздничный день, то днем вступления в силу соответствующего постановления считается следующий за ним рабочий день.
  3. Порядок вступления в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования, а также решений по жалобам зависит от того, кем рассматривалось дело.

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (п. п. 2, 3 ч. 1 ст. КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, то есть в краевой, областной или другой соответствующий ему суд (ч. 1 и 2 ст. 30.9 КоАП РФ).

Возможность обжалования решения судьи краевого, областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Например, постановление инспектора ОГИБДД о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.

19 КоАП РФ (нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств) может быть обжаловано в районный суд (по месту рассмотрения дела в ОГИБДД), решение районного суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, решение которого, в свою очередь, вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном ст. ст. 30.2 — 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ).

Возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда ст. 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (п. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Получается, постановление мирового судьи вступает в законную силу немедленно после вынесения районным судом соответствующего решения, а постановление районного суда — немедленно после вынесения решения краевым, областным судом, другим соответствующего уровня судом.

Например, постановление мирового судьи о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.

8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) обжаловано в районный суд, который своим решением от 02 марта оставил постановление мирового судьи от 15 января без изменения.

Дата вступления в силу постановления — 2 марта.

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в ст. 30.12 КоАП РФ: по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в ч. 3 ст. 30.

12 КоАП РФ (прокуроры субъектов и их заместители, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокуроры военных округов и т.д.), и жалобам лиц, указанных в ст. ст. 25.1 — 25.5.1, ч. 4 и 5 ст. 30.12 КоАП РФ.

Срок обжалования вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в КоАП РФ не установлен.

Прокуратура Хабаровского края разъясняет: об отдельных положениях законодательства, регламентирующих порядок обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях в суде общей юрисдикции

Процедура, порядок и сроки обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об административных нарушениях регламентированы гл. 30 КоАП (ст. ст. 30.12 — 30.19).

Данная стадия обжалования выступает в качестве альтернативы такой стадии как обжалование постановлений, не вступивших в законную силу, поскольку не содержит ограничений в виде установления срока, в течение которого можно обжаловать постановление, вступившее в законную силу. Т.е.

жалоба на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана и спустя 5-10 лет. Но за одним исключением: обжалованы в порядке, регламентированном ст. 30.

12 КоАП РФ, могут быть только постановления и решения по делам об административных правонарушениях, принятые судебными органами.

Не могут быть обжалованы в указанном порядке вступившие в законную силу постановления несудебных органов и должностных лиц, если они не были обжалованы в суд.

Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что по смыслу статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 19, 19.1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и статьи 23.

Читайте также:  Решение самарского областного суда по апелляционной жалобе адвоката антонова а.п. на решение железнодорожного районного суда г. самары по гражданскому делу по исковому заявлению р. к н. о возмещении вреда причиненного преступлением

2 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» кассационные суды общей юрисдикции и Верховный Суд РФ осуществляют пересмотр судебных актов нижестоящих судов.

Поскольку Конституция Российской Федерации и названные Федеральные конституционные законы наделяют перечисленные выше суды полномочиями по контролю за деятельностью нижестоящих судов, то предметом их проверки могут быть только лишь акты, принимаемые судами.

Право на обжалование вступивших в законную силу судебных актов по делам об административных правонарушениях предоставлено лицам, указанным в ст. 25.1 — 25.5.1 КоАП РФ, а именно: лицу, в отношении которого ведется производство, потерпевшим, законным представителям физического или юридического лиц, защитнику и представителю.

Кроме того, вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, вынесшим постановление (ч. 4 ст. 30.

12 КоАП РФ), а вступившее в законную силу решение по результатам рассмотрения жалобы на вынесенное судьей постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано должностным лицом, направившим это дело на рассмотрение судье (ч. 5 ст. 30.12 КоАП РФ).

При этом, судебная практика исходит из буквального толкования указанных норм, полагая, что право на обжалование принадлежит конкретному должностному лицу, которое вынесло постановление или направило дело на рассмотрение судье.

Если это лицо по какой-либо причине (болезнь, командировка, увольнение) не может реализовать свое право на обжалование, административный орган вправе оспорить постановление и(или) решение по делу только путем обращения к прокурору соответствующего уровня с просьбой о принесении протеста на соответствующее решение.

Прокурор вправе принести протест независимо от участия в деле, при этом на вступившее в законную силу постановление и (или) решение по делу об административном правонарушении может быть принесен протест прокурором субъекта Российской Федерации и их заместителями, Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями, а в отношении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, — прокурорами военных округов, флотов и приравненным к ним прокурорами, Главным военным прокурором и их заместителями.

Жалобы на постановления, вступившие в законную силу, согласно ст. 30.13 КоАП РФ подаются в кассационные суды общей юрисдикции, в том числе кассационный военный суд, и правомочны их рассматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции, их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов.

В случае несогласия с постановлением суда кассационной инстанции, вынесенным по жалобе, судебные акты по делу об административном правонарушении могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ, где жалоба подлежит рассмотрению Председателем Верховного Суда РФ, его заместители либо по их поручению судьей Верховного Суда РФ.

Таким образом, Верховный Суд РФ рассматривает жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) решение по жалобе только в случае, если они были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции.

Повторная же подача жалоб по тем же основаниям в суд, ранее рассмотревший вступившие в законную силу судебные акты по делу об административном правонарушении не допускается, а сама жалоба возвращается лицу, ее подавшему (часть 3 статьи 30.15 и часть 4 статьи 30.16).

В связи с образованием в судебной системе Российской Федерации кассационных судов общей юрисдикции были изменены положения статьи 30.13 КоАП РФ, определяющие суды, рассматривающие жалобы, на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

При этом количество судебных инстанций, пересматривающих вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях, не изменилось.

Само по себе изменение судебной системы не порождает право обратиться с жалобой в новый суд у тех лиц, которые уже реализовали свое право обратиться в суд, ранее выступавший в качестве той же судебной инстанции.

Таким образом, в случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении уже ранее являлась предметом рассмотрения председателем или заместителем краевого суда, то рассмотрение аналогичной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается. В такой ситуации возможна только подача жалобы в Верховный Суд РФ, решение которого будет являться окончательным.

Жалоба на постановление, вступившее в законную силу, должна содержать: наименование суда, в который подается жалоба; сведения о лице, подавшем жалобу; сведения о других участниках производства; указание на постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов; доводы лица, подавшего жалобу, с указанием оснований для пересмотра судебных актов; перечень материалов, прилагаемых к жалобе; подпись лица, подавшего жалобу.

К жалобе должны быть приложены: копия постановления и копии решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, если такие решения вынесены; копия документа, которым удостоверяются полномочия законного представителя физического или юридического лица, защитника, представителя, в случае, если жалоба подписана указанными лицами; копии жалобы по числу других участников производства.

Необходимо иметь в виду, что прилагаемые к жалобе копии обжалуемых судебных постановлений (решений), должны быть заверены надлежащим образом, т.е. заверены судом, их вынесшим, что является общеправовым процессуальным требованием (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28.11.2019 N 2974-0).

В случае несоблюдения вышеназванных требований к содержанию, а также в случае подачи жалобы лицами, не указанными в статье 30.12 КоАП РФ, подачи повторной жалобы в тот же суд и по тем же основаниям, обжалования актов несудебных органов и должностных лиц, которые не являлись предметом судебного рассмотрения, жалоба возвращается без рассмотрения.

Если судья придет к выводу о соответствии жалобы требованиям закона, то он выносит определение о её принятии к рассмотрению и извещает об этом лиц, участвовавших в деле, предоставляя им возможность ознакомиться с жалобой и подать возражения.

Жалоба рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания и без вызова заинтересованных лиц в судебное заседание.

Судья вправе истребовать дело и проверить его как исходя из доводов жалобы, так и в полном объеме независимо от доводов жалобы, Жалоба должна быть рассмотрена не позднее двух месяцев со дня поступления, а в случае истребования дела об административном правонарушении — не позднее одного месяца со дня поступления дела в суд.

  • По результатам рассмотрения жалобы может быть внесено постановление: 1) об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения; 2) об изменении обжалуемого судебного акта; 3) об отмене судебных актов и возвращении дела на новое рассмотрение; 4) об отмене судебных актов и прекращении производства по делу.
  • Изменение вступивших в законную силу судебных актов по делу об административном правонарушении возможно в том случае, если допущенные ранее судами нарушения норм законодательства об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
  • Отменить постановление по делу об административном правонарушении и о возвратить дело на новое рассмотрение возможно только в случае существенного нарушения процессуальных норм, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Наличие обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.

5 КоАП РФ, а также недоказанность обстоятельств, на основании которых были вынесены обжалуемые постановление, решение, являются основанием для отмены судебных актов и прекращения производства по делу.

Наиболее частой причиной прекращения производства кассационным судом общей юрисдикции является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу со дня его принятия.

"Лишить прав нельзя помиловать". Где будем ставить запятую? На примере защиты лица, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ

  • Полагаю, что в многолетней практике любого практикующего адвоката должны быть дела, связанные с лишением водительских прав.
  • Естественно, что ведя абонентское обслуживание семей, я не мог быть исключением из этого правила.
  • Полагаю весьма интересным недавнее дело,  включившее в себя множество разнообразных позиций защиты по данной категории правонарушений и которое я представляю Вашему вниманию в настоящей статье.
  •  Считаю, что этот положительный пример поможет в защите интересов и Ваших доверителей — лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении (для краткости в данной статье я буду называть их подзащитными).
  • Перейду к сути дела.

Примерно год назад мне позвонил один из членов семьи, находящейся у меня на абонентском обслуживании, с просьбой о помощи. Он рассказал, что накануне, находясь на отдыхе у родственников в сельской местности другой области, он был задержан сотрудниками ГИБДД при управлении скутером в состоянии алкогольного опьянения.

  1. Из разговора с ним я понял, что его задержали, составили протоколы в присутствии понятых и с фиксацией происходящего как ручной видеокамерой, так стационарной видеокамерой внутри автомобиля ГИБДД.
  2. Его отправили на медицинское освидетельствование, где при продувании в алкотестер при видео фиксации происходящего у него установили состояние алкогольного опьянения.
  3. По его словам, он расписался только один раз в протоколе направления на медицинское освидетельствование (МО), копию которого (как и всех остальных протоколов и актов) ему никто не вручал.
  4. При этом, водительских прав у него при себе не было, соответственно, их никто у него их не изымал.
Читайте также:  Виды гражданско-правовой ответственности

Лишение же его водительских прав, предусмотренное санкцией ст. 12.8 КОАП РФ было сопряжено с риском потери любимой и хорошо оплачиваемой работы в одной из Российских авиакомпаний.

  • Я понимал, что в таких случаях доверять словам правонарушителей особо не стоит, однако, осознавая необходимость защиты интересов моего «потенциального клиента», приступил к делу.
  • Понимая безнадежность чаяний по слому «местечковых связок» в совокупности с обвинительным уклоном судов по данной категории дел, сразу же была определена стратегия защиты – перевести поле потенциально предстоящей битвы на «свою» территорию (отличную от окученной местными сотрудниками ГИБДД) и искать доказательства нарушения порядка привлечения к административной ответственности.
  • Поэтому, данному человеку было рекомендовано: выяснить, кто является мировым судьей по месту правонарушения и обратиться к последнему с ходатайством о передаче пришедшего к нему административного материала мировому судье по месту жительства правонарушителя в Московскую область для рассмотрения дела по существу.
  • Данная рекомендация была выполнена.
  • Впоследствии на адрес правонарушителя заказным письмом пришли: копии протоколов отстранения от управления ТС, о задержании ТС, Акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, протокол о направлении на МО и акт МО, а также сам протокол об административном правонарушении с сопроводительной запиской.
  • При беглом ознакомлении с содержимым этого письма я обратил внимание на то, что в составленных примерно в течение 30 минут протоколах отстранения, задержания ТС, акте освидетельствования на месте и протоколе направления на МО указаны 4 понятых, а также на то, что по существующим Правилам освидетельствования наличие Акта освидетельствования на месте исключает направление на МО.

После ознакомления с данными материалами я принял решение о защите «лица, совершившего правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 12.8 КОАП РФ».

  1. После прихода административного материала к мировому судье в Московскую область, началась долгая и кропотливая работа по выявлению всех недостатков данного материала.
  2. Затем, по выделению из них существенных – могущих повлиять на вынесение постановления о прекращении дела об административном правонарушении.
  3. Среди них, выявление нарушений порядка привлечения к административной ответственности, противоречия между видеоматериалами и данными в письменных доказательствах, несоответствия между протоколами, Актами и их копиями.

Изначально я скопировал весь административный материал, в т.ч. скопировал и просмотрел видеоматериалы.

  • Затем детально «допросил» своего подзащитного по всем обстоятельствам увиденного и отраженного в письменных доказательствах.
  • Выяснилось, что один из 2 мужчин присутствующих на представленных сотрудниками ГИБДД видеозаписях не является лицом, указанным в протоколах в качестве понятого и его можно найти в той сельской местности.
  • Уже после разговора с данным человеком у меня появились обоснованные надежды на положительное разрешение дела.
  • Однако, наличие 2 распечаток алкотестера при МО со сведениями, свидетельствующими о наличии паров алкоголя в выдыхаемом воздухе в превышающем минимально допустимые пределы сдерживало мои радужные надежды.
  • Понятно, что надо было ввязываться в драку и позиционной, долгой борьбой убирать каждое из препятствий, которых оказалось немало.
  • Предварительная мною была избрана следующая тактика защиты: было принято решение первоначально «ошарашить» судью фактическими несоответствиями между протоколами и материалами видеозаписей, указать на странность присутствия 4 понятых и отсутствия их на видеозаписях, посеяв тем самым сомнения в объективности отражения вменяемого правонарушения и, следовательно, в виновности моего подзащитного.
  • Сразу после этого заявить о судебном поручении по допросу в моем присутствии указанных в протоколе понятых с целью выявления и процессуального закрепления «несоответствий» между их показаниями, данными ГИБДД.
  • Далее, при возможной встрече с инспектором ГИБДД «в местечковом суде» я был готов указать ему на доказательства внесения им исправлений и дописок в протоколы (свидетельствующие о фальсификации доказательств по делу об административном правонарушении), помещения скутера не на штрафстоянку, а на иную территорию при отсутствии в протоколе данных о собственнике скутера и его возвращении законном владельцу, а также готов разъяснить ему последствия выявления этих фактов для его дальнейшей службы.
  • Не скрою, моя поездка в суд по месту совершения правонарушения принесла свои результаты.
  • Затем было решено заявить ходатайство об истребовании могущих быть полезными для защиты сведений с места совершения правонарушения.
  • Отмечу однако, как часто бывает было и разочарование, омрачившее мое адвокатское расследование: в противовес утверждениям моего подзащитного был выявлен факт наличия его подписи на информированном согласии, полученном до начала проведения такой медицинской манипуляции, как МО.
  • Отдельно отмечу, что мною изначально (на всякий случай) были подготовлены ходатайства об исключении из числа доказательств (протоколов и Актов), полученных с нарушением закона, которые уточнялись по ходу получения соответствующих данных из учреждений и организаций в месте совершения правонарушения и подавались соответствующими партиями.
  • Последние из них были представлены в суд, после крайних полученных по запросам суда сведений.
  • Находясь в Московской области (куда инспектору  из региона вряд ли кто оплатит командировку, при отсутствии,  его желания ехать на суд в Московскую область после просветительной беседы с адвокатом – бывшим следователем по ОВД)  уже по полученным результатам, был составлен проект Позиции защиты в виде мотивировочной части постановления по делу и «забыт» в суде (для дачи возможности осознания обоснованности прекращения дела) после моего ознакомления с делом всего лишь за день (а фактически за несколько часов) до его рассмотрения по существу.

Отмечу, что пару козырей я все же намедни приберег и не указал в проекте, оставив его до реальных прений, т.е.

момента когда суд в любом случае не смог бы восполнить этот существенный пробел, поскольку ч.2 ст. 29.

9 КОАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

Первый козырь в рукаве — отсутствие в Акте МО даты выдачи документа о подготовке медработника по вопросам проведения медицинского освидетельствования и наименование наркологического учреждения, на базе которого проводилась подготовка, без чего решение о привлечении к административной ответственности подлежит отмене (Постановление Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2010 N 4а 1890/10).

Таким образом, в конечном счете мировому судье была представлена прилагаемая в статье несколько подредактированная Позиция защитника по делу об административном правонарушении.

Считаю, что в ней содержится основная (необходимая и достаточная для защиты по данной категории дел) информация.

Для своего окончательного спокойствия и устранения возможного сопротивления суда в прекращении дела (что обычно проявляется при рассмотрении административных протоколов особенно такой категории — по ст. 12.

8 КОАП РФ), мною были заготовлен второй козырь — тезисы из дела ЕСПЧ «Карелин против России» по административному правонарушению, предусмотренному ст. 12.

8 КОАП РФ, что для многих наших судей является заморским откровением, но одновременно в силу прямого действия Конституции РФ и частью нашей Российской правовой системы.

  1. С пониманием отсутствия «местечковой заинтересованности» мирового судьи, наличия посеянных и подтвержденных сомнений в объективности и достоверности представленных ГИБДД доказательств вины подзащитного, при перспективах отписывания судьей постановления с опровержением каждого приведенного мною довода, из высказанной в прениях и приобщенной к делу Позиции защиты, я направился в суд.
  2. Положительный результат планомерной работы защиты не заставил себя ждать.
  3. Надеюсь и Вам что-то из приведенного в данной статье станет полезным.

P.S. Я долго ждал реакции господ из ГИБДД, как минимум, предполагая возмущение их начальника.

Однако, то ли «Гайцам» было лень, то ли они вняли указанным судом ошибкам, то ли тема разъяснительной беседы или что-то иное внушило им спокойствие…  Не знаю… И хотя я был готов пообщаться с ними в апелляции, но… срок давности привлечения к административной ответственности тем временем истек, как говорится, со всеми вытекающими о из этого обстоятельства последствиями.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *