Что необходимо для соблюдения права ст. 31 Конституции России?

  • Понятие «право гражданина» понимается как требования общества, которые должны реализовывать государственные управляющие организации.
  • Что необходимо для соблюдения права ст. 31 Конституции России?
  • Понятие «свободы гражданина» аналогично понятию права, но в данном случае делается ударение на максимальной самостоятельности личности, которая получила гражданство РФ, имеет, сменила гражданство либо восстановил гражданство РФ, в разнообразных аспектах жизни.
  • Большей частью – это когда общественные структуры и организации проводят политику невмешательства в личную жизнь человека.

Гражданин имеет свободу личного выбора в своей жизни, что соответствует его умениям и целям. Это в том случае, когда его свобода не угрожает жизни и нормальному существованию других людей или безопасности государства. При этом последнее должно не просто быть гарантом прав и свобод личности, но и свести к минимуму вмешательство в социальную или экономическую сферу.

Крайняя степень этого вмешательства, что одновременно ущемляет право и свободу личности, имеет название тоталитарный режим.

Баланс между равномерным соблюдением права, свободы гражданина и государственным давлением на социум – это залог процветания государства. Стоит учесть, что с прекращением гражданства РФ прекращаются и права гражданина.

Что необходимо для соблюдения права ст. 31 Конституции России?

Конституционные права и свободны гражданина России

Какими правами владеет гражданин РФ

Главными правами и свободой личности, считаются те, что указаны в Конституции страны:

  • Естественные, приобретенные при рождении, без учета пола, социальной принадлежности, расы или веры (право жить, к примеру).
  • Те, которые возникли как результат развития социума или достижения определенного возраста (например, право избирать или быть избранным).

На данном сайте вы можете скачать Конституцию РФ для ознакомления со всеми статьями.

Каждая страна в основном своде законов определяет свободы и обязанности своих жителей. Это прописывается в «Законах о правах граждан». В России это “Закон о гражданстве Российской Федерации“.

Права утверждены Конституцией РФ, касаются различных аспектов деятельности граждан страны и соответствуют нормам международной защиты прав личности.

Конституция закрепляет гарантию прав и свободы всех российских граждан. Ограничение прав возможно только в случае экстренных ситуаций. Но как реализуются права и свободы, утвержденные законом, в обычной жизни личности и гражданина?

Далее в видео подробнее про права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии:

Согласно международной Декларации прав и свобод личности (от 1948), которую можно скачать Здесь, среди норм международного права можно выделить основные:

  • Право и свободу человек получает сразу, когда появляется на свет.
  • Все граждане одинаковы перед судом и законом.
  • Люди имеют равные права, независимо от того какого они пола.
  • Международные законы имеют приоритет перед нормами любой другой страны.
  • Строго определены жизненные моменты, в случае которых права личности чем-либо ограничиваются.
  • Нельзя пользоваться правами для разжигания войн и конфликтов или силового варианта изменения конституционных норм.

Права граждан классифицируются по следующим критериям:

  • По периодам их появления (три поколения прав).
  • По сферам деятельности бывают политические права, гражданские права, социальные права, культурные права, экономические права и др.

Поколения правомочности личности:

  • Подразумевает доминирование классических гражданских прав, когда страна как государство считалась только охранником права граждан.
  • Государственные институты должны беречь граждан от гнета рыночной экономики. Наибольшее значение здесь имеют социальные, культурные и экономические права.
  • Это поколение на данный момент формируется. В основе является преобладание прав индивида над правами общества. При этом определяется коллективное право на чистоту окружающей среды, безопасность планеты и ее жителей.

Предлагаем к просмотру видео: “Права” и “Свободы”: в чем разница?”

Виды прав

Основные виды гражданских прав (личных права граждан) подразумевают:

  • относительную независимость отдельной личности в границах общества;
  • неотъемлемость и естественность прав;
  • правовую основу как основу демократического общества.

Что необходимо для соблюдения права ст. 31 Конституции России?

Как классифицируются права человека

К личным правам относятся:

  • Право жить (согласно 20 статье Конституции РФ, смертный приговор на территории Российской Федерации отменен).
  • Право на достоинство личности (статья 21 запрещает любое унижение или ущемление в правах, запрещено насильственное проведение научных врачебных опытов над людьми).
  • Право свободы и неприкасаемость индивидуума как отдельной личности (статья 22 гарантирует, что гражданина не арестуют без судебного постановления, а до принятия последнего под стражей он может находиться до двух суток).
  • Право на неприкосновенность личной жизни (статьей 23 гарантируется, что будет соблюдаться любая личная или семейная тайна, защищено имя и честь). Должна быть обеспечена скрытность почтовой или иной переписки, разговоров с использованием средств связи. Любая личная информация без согласия субъекта не должна быть распространена (статья 24).
  • Право на свободу передвижения по территории РФ, свободно в нее въезжать и выезжать, выбирать местожительства (статьи 25–27).
  • Право на совесть, веру, этническую принадлежность, использование родного языка (статьи 26–28).
  • Возможность обращаться в судебные инстанции для защиты своих гражданских прав.
  • Существуют специальные личные права, которые касаются отдельных категорий граждан (например, пенсионеров или депутатов).

Перечень политических и муниципальных прав граждан РФ:

  • Граждане имеют право участвовать в процессах политического движения общества самостоятельно или через посредников.
  • Личности могут организовывать союзы для защиты своих прав, проводить мирные акции протеста в виде собраний, встреч и митингов.
  • Избирательные права подданных РФ могут быть осуществлены двумя способами – люди могут избирать сами или быть избранными кем-либо в органы государственной власти или местного управления. Это активные и пассивные права политического выбора.
  • Одинаковый доступ любого гражданина к государственной службе или судебной власти.
  • Заменять службы в армии альтернативным вариантом.
  • Отправлять обращения и просьбы в государственные учреждения, службы или органы самоуправления.

Политические права граждан РФ должны способствовать привлечению самих людей к управлению страной:

  • Участвовать в управлении страной имеют право только подданные.
  • Личность имеет право свободно выражать свое мнение лично и через СМИ – цензура запрещена при условии, если нет пропаганды или призыва к этническим, социальным или религиозным беспорядкам.
  • Каждый гражданин имеет право на получение, передачу и хранение информационных данных – законы или законодательные нормы должны оставаться общедоступными и печататься в СМИ (исключением будет только информация, являющаяся государственной тайной).
  • Граждане могут организовывать социальные и политические группировки: партию, союз, гражданские организации.

Статья 43 конституции российской федерации

 Конституция РФ, Статья 43

Статья 43        1. Каждый имеет право на образование.        2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.        3.

 Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.        4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.        5.

 Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Комм. Ноздрачев А.Ф.

       В ч.1 ст.43 признается право каждого человека на образование в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека (ст.26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст.13).

Право на образование — это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

        Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.        Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992г. в редакции Федерального закона от 12 июля 1995г.        В этом Законе определены принципы государственной политики в области образования. В ст.

1 Закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения).

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; общедоступность образования; приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. Все субъекты Российской Федерации, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы. 

Читайте также:  Органы юридического лица

       В ч.2 ст.43 Конституции гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10—11 классов является личным делом каждого. В соответствии с ч.3 ст.

5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. 

       Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости.        Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только в соответствии со ст.5 Закона «Об образовании».        Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом РСФСР «О языках народов РСФСР» (1991г.). Граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии со ст.6 Закона «Об образовании».        Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Под системой образования понимается совокупность:            — преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;            — реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;            — органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.        Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются ст.9 Закона «Об образовании».        Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов:            — дошкольных;            — общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);            — начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;            — дополнительного образования взрослых;            — специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;            — дополнительного образования;            — для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);            — дополнительного образования детей;            — других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.        Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных объединений). Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. 

       В соответствии с ч.3 ст.

43 Конституции государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст.5 Закона «Об образовании»). Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. 

       Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.        Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (лиц, их заменяющих) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.        Затраты на обучение в имеющих государственную аккредитацию негосударственных платных образовательных учреждениях, реализующих основные образовательные программы общего и профессионального образования, возмещаются гражданину государством в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного, муниципального образовательного учреждения.        Для реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым оказывается данная помощь, ее формы, размеры и источники устанавливаются федеральным законом. 

       Согласно ч.4 ст.43 основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование — это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10, 11-е классы прием учащихся осуществляется только по их желанию. 

       Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей, или лиц, их заменяющих. Вместе с тем ст.19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.        Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен.        По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования. 

       Часть 5 ст.43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты.

Государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом. 

       Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.        Применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации. Федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.        Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона «Об образовании». Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, от 18 августа 1995г. — Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.        Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов. 

       В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.

10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке.

При этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Читайте также:  Основные начала семейного законодательства

Нормы Конституции Российской Федерации как действующее право

Изучая судебную практику, мы редко сталкиваемся с применением ее норм в мотивировочной части, что вызывает вопрос о реальности прямого действия Конституции.

По мнению действующего судьи Конституционного Суда РФ Н.С. Бондаря, одним из основных начал, характеризующих Конституцию Российской Федерации в наиболее полном, концентрированном виде, выступает ее способность быть институционной нормативно-правовой основой разрешения законодательных и правоприменительных противоречий в правовых механизмах функционирования современной демократии[1].

Согласно ст. 15 Конституция РФ имеет прямое действие. Несмотря на более чем двадцатилетний срок, прошедший с момента ее принятия, в юридической науке и практике так и не сложилось единства мнений по вопросам, каким образом реализуется прямое действие Конституции, каков механизм его применения.

Среди ученых-конституционалистов сложилось два подхода относительно содержания принципа, закрепленного в указанной выше статье.

Первый заключается в признании возможности непосредственного применения положений Конституции, причем даже в тех случаях, когда имеется соответствующее конкретизирующее законодательство.

Например, согласно позиции ряда исследователей, прямое действие Конституции РФ означает, что ее нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального федерального закона или иного нормативно-правового акта, хотя, безусловно, механизм ее прямого действия не стоит абсолютизировать[2]. «…уже необязательной становится во всех случаях ссылка на иной закон, которого может и не быть в современный переходный период. Если норма Конституции восполняет этот пробел, годится для решения того или иного спора, то этого достаточно: правовой фундамент под здание социального решения подведен», — утверждает А.Б. Венгеров[3]. По мнению С.А. Авакьяна, ценность конституционного регулирования состоит именно в том, что оно в концентрированной форме может создать непосредственную базу развития общественного отношения даже без дальнейшего законодательного регулирования[4].

Второй подход ставит под сомнение принадлежность норм Конституции к реально действующему праву. Его сторонники отстаивают идею «надзаконности» конституционных норм: будучи юридической базой отечественной правовой системы, большая их часть не является нормами права в собственном смысле, поскольку не содержит конкретных предписаний, а выступают политико-правовыми установками[5].  

По нашему мнению, первая точка зрения более справедлива. Исходя из предписаний самой Конституции, практики ее применения, оспаривание прямого действия КРФ противоречит действующему законодательству. Невыполнение ее положений, как базиса всей правовой системы России, негативно влияет на все право в целом.

Интересно, что различие указанных подходов изначально прослеживалось и в соответствующих позициях высших судебных инстанций – Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

В первоначальной редакции постановления Пленума Верховного Суда РФот 31 октября 1995 г.

№ 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указано, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности, когда Конституционным Судом выявлен пробел в правовом регулировании либо когда пробел образовался в связи с признанием не соответствующими Конституции нормативного правового акта или его отдельных положений с учетом порядка, сроков и особенностей исполнения решения Конституционного Суда, если они в нем указаны (подп. «б» п. 2)[6].

Позже по этому поводу было вынесено Постановление Конституционного суда Российской Федерации, в котором говорится, что «отсутствие у судов общей юрисдикции и арбитражных судов правомочия признавать указанные нормативные акты не соответствующими Конституции Российской Федерации и потому недействующими прямо вытекает и из части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, которая относит Верховный Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации к субъектам обращения в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке (вне связи с рассмотрением конкретного дела, т.е. в порядке абстрактного нормоконтроля) конституционности нормативных актов, перечисленных в пунктах «а» и «б» части 2 данной статьи. Кроме того, согласно ее части 4 Конституционный Суд Российской Федерации по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.»[7].

На основе постановления КС РФ Пленум ВС РФ внес поправки в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в котором принял позицию Конституционного суда и изложил абз.1 п.

3 в следующей редакции: «В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции подлежащий применению по конкретному делу закон, суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. Такой запрос в соответствии со ст.

101 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» может быть сделан судом любой инстанции и в любой стадии рассмотрения дела»[8].

Фактически, Пленум лишил суды общей юрисдикции возможности самостоятельно проверять соответствие нормативно-правовых актов Конституции, обязав судей направлять запрос в КС РФ и приостанавливать производство по делу до рассмотрения запроса органом конституционного контроля.

Не нужно забывать о том, что Конституционный суд РФ по отношению к Верховному Суду РФ не является вышестоящей инстанцией. Возможно, изменения были приняты для единообразия судебной практики, но соблюдение Основного закона обязательно для всех судов России и ни одна ветвь или инстанция не может ограничивать права других.

Конституция является базисом системы права России, её положения являются в этом плане основными ценностными категориями для граждан и государства в целом.

Стоит отметить, что при разработке Основного закона[9] учитывались как существующие, так и зарождающиеся общественные отношения, но в данный момент требование о согласованности направлено в другую сторону – текущие отношения должны соответствовать Конституции.

Соответственно, прямое действие выражается не столько в соответствии общественных отношений какой-либо определенной норме, сколько всему документу в целом, «духу» Конституции.

Очевидно, что в конституционном регулировании могут быть заложены начала общего и особенного. В этом отношении восприятие Конституции как нормативного правового акта (закона) и как некого набора правовых ценностей должно было стать естественной частью нашего юридического бытия.

В качестве примера можно привести закрепление в ней высших судебных органов: Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Глава 8 конкретно называет эти органы и ее положения не оспариваются ни другими законами, ни правоприменительной практикой.

Другой пример, который часто приводится в литературе – Конституционное Собрание. В отсутствие специального правового регулирования порядка его формирования и деятельности, нет сомнений, что без названного органа невозможен пересмотр Конституции РФ.

Это доказывает возможность ее применения без детализации в иных нормативных правовых актов, а значит, одного из проявлений прямого действия.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.

«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» в первоначальной редакции гласит, что суд, разрешая дело, непосредственно применяет Конституцию, в частности, тогда, «когда закрепленные Конституцией положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения». Несмотря на изменение позиции Верховного суда в 2013 году, изменения в другие нормативные акты, в частности Гражданский процессуальный кодекс РФ (далее – ГПК РФ) внесены не были.

Если обратиться к ГПК РФ, то в части 2 ст. 11 увидим следующее положение.

«Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу».

Статья сохраняет свое действие и на текущий день, законопроекты по ее изменению в органы законодательной власти России не вносились.

  Выше было отмечено, что Конституция РФ не только обладает высшей юридической силой, но и является реально действующим правом, а значит, в административном, гражданском и уголовном судопроизводстве должна иметься возможность её непосредственного применения. Причем пределы этой возможности должны определяться как в самой Конституции РФ, так и в процессуальном законодательстве.

Читайте также:  ФНП дала разъяснения по обязательному нотариальному удостоверению сделок с недвижимостью

Аналогичная позиция содержалась в уже названном Постановлении Пленума ВС РФ, место которого в системе нормативных правовых актов не определено. На практике Постановления Пленума являются еще более авторитетными, чем федеральные законы[10].

Обязательность постановлений Пленума Верховного Суда обеспечивается системой их применения после принятия.

Данная система не закреплена в законодательстве, однако имеется четкая практика, показывающая, что судьи и стороны процесса относятся к Постановлениям Пленума именно таким образом, что говорит об обязательном характере.

Неприменение судьей разъяснений высшей судебной инстанции поставит под сомнение законность его решения и может стать основанием для успешного кассационного обжалования[11].

Каким бы спорным ни был этот вопрос с точки зрения юридической теории, разъяснения Пленума ВС РФ являются обязательными не только для нижестоящих судов, но также в отношении других органов государственной власти, частных и юридических лиц, руководствующихся истолкованными в постановлениях законами. Судьи и другие органы рассматривают их как основание для легитимной профессиональной критики в случае, если они не станут следовать содержащимся в них разъяснениям.

В.И. Радченко, первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ с 1989 г., заявил на Конституционном совещании следующее: «Мы [Пленум Верховного Суда] даем судам руководящие разъяснения. Судья должен придерживаться каких-то разъяснений, которые дают вышестоящие суды. Это вопрос, который уже настолько в практике решен, что не вызывал никаких вопросов, только в теории спорят»[12].

Новая редакция Постановления Пленума ВС РФ изменила правило, которым руководствовались суды общей юрисдикции на протяжении почти 18 лет. При этом судебные решения, которые принимались этими судами с учетом старой позиции Пленума Верховного Суда РФ, не пересматривались в связи с внесенными изменениями.

За несоблюдение требований обоих постановлений суд общей юрисдикции никакой ответственности не несет. Например, в судебном решении использована норма конституции. Более того, суд попытался вложить в нее какое-то конкретное содержание. Судебный акт предварительно никем не проверяется, а вступает в силу по истечении определенного срока.

Механизма ответственности за использование «не того» нормативного акта не установлено, только если решение было заведомо неправосудным[13]. Стало быть, никто судьям не мешает напрямую руководствоваться конституцией: ссылаться на ее нормы, пояснять необходимость их применения в конкретном деле.

Исключение составляет только возможность пересмотра дела в порядке надзора, но он возможен только по инициативе сторон.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что однозначно сложившегося мнения среди ученых по поводу прямого действия Конституции не сложилось. Ситуация в практике ее применения также не однозначна, но движение к изменению существует. Приведение в соответствие постановлений пленумов высших судебных инстанций говорит о важности вопроса.

К сожалению, часть противоречий сохранилась, в частности между постановлением от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и статьей 11 Гражданского процессуального кодекса РФ. Надеемся, что в ближайшее время законодатель восполнит пробелы и устранит коллизии.

[1] См.: Бондарь Н.С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества // Журнал российского права. 2003. N 11. С. 55 — 64.

[2] См., например:Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). М., 2009 / СПС «КонсультантПлюс»; Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева).М., 2009 // СПС «КонсультантПлюс»; Ершов В.В. Размышления к 20-летнему юбилею Конституции России М, 2013 // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Венгеров А.Б. Прямое действие Конституции: правовые, социальные, психологические аспекты // Общественные науки и современность. 1995. № 5.

[4] Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.

[5] См. подр.:Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2013.

[6] Кокотов А.Н. О прямом действии Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 12. С. 1511 — 1516.

[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 N 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»//СПС «Консультант Плюс».

31 статья Конституции может ограничиваться ФЗ

Четверг, 12 августа 2010 г.

Давайте почитаем нашу Конституцию. Только всю, а не одну только 31 статью.

Статья 3 пункт 4

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

  • Статья 6 пункт 2
  • 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации
  • Статья 17 пункт 3

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

  1. Статья 31
  2. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
  3. Статья 46 пункт 3

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Статья 55 пункт 3

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 56 пункт 3

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.

Итак, если мы внимательно прочитаем все статьи нашей с вами Конституции, то мы должны будем сделать следующие выводы: борцы за наши с вами права, свято отстаивающие Конституцию, на самом деле являются самыми настоящими нарушителями нескольких её статей.

  1. Отказ от проведения мероприятий в местах предоставленных городскими властями является нарушением Конституции статьи №3 пункт 4. Ведь в Конституции не написано, что любой может в любое время где-угодно провести какое-угодно мероприятие? Таких слов там нет. Для реализации конституционных прав и для исключения злоупотреблений на местах в части реализации права записанного в 31-ой статье Конституции был принят 54-й федеральный закон. Именно в нем написано, как и что нужно сделать, чтобы согласовать и провести мероприятие. Так вот демонстранты присваивают себе власть в РФ в части исполнения этого федерального закона, когда САМИ СЕБЕ разрешают когда, как и куда им выходить на демонстрацию. Ведь все это должны решать законные органы власти.
  2. Далее, они нарушают статью Конституции № 45 пункт 2 (так как защищают свои права и свободы способами, запрещёнными законом).
  3. Не менее интересно, что «несогласные», призывающие нас всех жить по Конституции, наплевательски относятся не только к своим обязанностям граждан РФ, но и к своим правам тоже, если они мешают им «лицедействовать» в политическом спектакле. Пример — игнорирование статьи Конституции №46 пункт 3. «Несогласные» почему-то принципиально не идут в суды ни в местные, ни в международные. Хотя казалось бы, чего же проще: пройди процедуру здесь, «помучайся», а потом в Страсбург. Россия, если не докажет в Страсбурге, что Болотная площадь ничем не хуже Триумфальной, будет вынуждена пустить вас именно туда. Да еще и извиняться.
  4. И что самое примечательное, что «несогласные» отстаивая своё понимание статьи № 31 Конституции РФ, напрочь отказывают в праве существования статьям №55 пункт 3 и №56 пункт 3, в которых декларируется случаи, при которых права и свободы могут быть ограничены. И даже дан список тех статей, которые НИКОГДА ОГРАНИЧЕНЫ БЫТЬ НЕ МОГУТ! К несчастью, для «несогласных» 31-я статья может быть ограничена, согласно самой Конституции и она не является безусловной статьёй прямого действия. Именно поэтому и существует 54-й федеральный закон. В полном соответствии, с которым и действует сегодняшняя власть.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *