Источники семейного права

Семейные отношения охватывают собой большое количество людей, так как они достаточно распространены, ведь практически каждый человек является их участником: родителем, ребенком, внуком, супругом и так далее. Рассмотрим кратко понятие семейного права и основные источники семейного права РФ.
Источники семейного права

Под источниками семейного права понимают внешние формы регулирования семейных отношений: законы, постановления, то есть документы, принятые официально государственными органами власти и включающие нормы, цель которых – установить права и обязанности участников семейных отношений и гарантировать их защиту.

В России семейное право регулируется на федеральном и региональном уровне. Иными словами, оно находится в общем ведении центральных органов и органов, находящихся в субъектах РФ.

Источники семейного права

Перечислим основные источники семейного права и кратко охарактеризуем каждый из них.

  • Конституция РФ, принятая в 1993 году;

Некоторые статьи Конституции РФ касаются семейных отношений, в частности, статья 38 гарантирует защиту семьи, заботу о детях – равным правом обоих родителей, а заботу о нетрудоспособных родителях – обязанностью взрослых детей.

Семейный Кодекс РФ – основной источник семейного права, целиком и полностью посвященный данному вопросу.

Он состоит из разделов о браке, правах и обязанностях супругов, алиментах, воспитании детей, оставшихся без попечения родителей и некоторых других. Общие положения Семейного Кодекса определяют предмет, состав, порядок защиты семейных отношений.

Например, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Касательно данных документов следует сказать следующее: они не могут противоречить иным актам, и их действие распространяется лишь на территорию субъекта. На региональном уровне решаются такие вопросы, как определение брачного возраста, выбор фамилии супругов, имени ребенка.

  1. указы Президента РФ;
  2. правовые акты Правительства РФ.

В отдельную группу источников следует отнести международно-правовые документы, к примеру, Конвенцию о правах ребенка. Нормы законодательства РФ не должны нарушать статьи тех договоров и конвенций, участницей которых Россия является.

Семейное право играет большую роль в правовой системе России ввиду разнообразия семейных отношений и наличия различных споров, связанных с ними.

К источникам семейного права РФ относятся Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ, законы субъектов РФ и некоторые другие документы.

Статьи этих нормативно-правовых актов направлены на то, чтобы определять и защищать права участников семейных отношений, решать возникающие проблемы и спорные ситуации.

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

Средняя оценка: 4.4. Всего получено оценок: 158.

Источники семейного права России

В специальном юридическом смысле источниками права признаются формы выражения правовых норм.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Федерации и субъектов Федерации, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК.

Семейное законодательство включает в себя Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а также законы субъектов РФ.

С учетом главенствующей роли Конституции в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопросам регулирования брачно-семейных отношений не должны противоречить положениям Конституции.

1. Основным источником семейного права, является Семейный кодекс РФ. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г. и вступил в силу (за исключением отдельных положений) с 1 марта 1996 г. Кодекс охватывает широкий круг семейных отношений, вмешательство государства сведено до разумного минимума, введено договорное регулирование ряда отношений между членами семьи.

Действие Семейного кодекса во времени определяется ст. 168—169 СК. По общему правилу нормы СК применяются к семейным отношениям, возникшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г., и не имеют обратной силы.

Однако, если семейное правоотношение носит длящийся характер, т.е. возникло до 1 марта 1996 г.

и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в действие.

Для отдельных положений Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г Муратова С.А., Тарсамаева Н.Ю. Семейное право, М.: Новый юристъ. — 2005. — С.56.

Ряд норм Семейного кодекса в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу, то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г. Так, из п.3 ст.

169 следует, что установленное в ст.

25 СК правило о моменте прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда в законную силу применяется только к бракам, расторгнутым судом после 1 мая 1996 г.

В соответствии с п.2 ст.169 СК судебный порядок усыновления детей, предусмотренный ст.

125 СК, применяется со дня введения в действие федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Такой закон был принят и вступил в силу 27 сентября 1996 г.

С этой даты в России применяется судебный порядок усыновления детей. До 27 сентября 1996 г. действовал предусмотренный ст. 98 КоБС административный порядок усыновления детей.

2. В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с Семейным кодексом другие федеральные законы.

Например, в развитие установленных в разделе VI СК «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г.

№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Грудцына Л.Ю. Семейное право. М.: ЮстицИнформ. — 2006 г. — С. 45.

Отдельные нормы семейного права содержатся и в некоторых других федеральных законах: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

3. В пункте 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ.

Законами субъектов Федерации в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных Семейным кодексом.

  • а) Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с Кодексом форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152) Антокольская М.В. Семейное право. — М.:«Юристъ. — 2004. — С.39.
  • б) Законы субъектов Федерации в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно Семейным кодексом не урегулированным. В частности, дополнение и развитие субъектами Федерации и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот.

Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Семейному кодексу (п. 2 ст. 3 СК), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит Семейный кодекс или федеральный закон.

  • 4. К источникам семейного права относятся нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения.
  • а) Указы Президента РФ, которые согласно п. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В основном указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства, или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
  • б) Как следует из п.3 ст.3 СК, Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ Пчелинцева Л. М. Семейное право России. — М.: Норма. 2004. — С.37.

Так, в соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст.

82 СК); определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитанием детей в семьях усыновителей на территории РФ (п. 2 ст.

125 СК); установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью (ст. 127 СК); определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка (ст.

150 СК); утверждение положения о приемной семье (ст. 151 СК); определение порядка выплаты и размера денежных средств на содержание ребенка в приемной семье (ст. 155 СК) и другие вопросы.

в) В ст. 3 СК отсутствует упоминание о таких источниках семейного права, как нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Однако такие акты издавались как до, так и после принятия СК.

Читайте также:  На моего мужа завели уголовное дело по статье кража. Организация подала заявление как будто он присвоил деньги в размере 80 тыс руб. Хочу узнать должны же быть какие то постановления хотя бы на арест или на изъятие им-ва.

Так, например, во исполнение Постановления Правительства РФ № 542 от 1 мая 1996 г.

«Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью издан приказ Министерства здравоохранения РФ от 10 сентября 1996 г.

№ 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями». Ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ.

Нормативные акты любого государственного органа должны соответствовать положениям Семейного кодекса и других федеральных законов.

5. Постановления Пленума Верховного Суда РФ не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г.

№ 9 «О применении гудами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов», от 4 июля 1997 г. № 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», от 28 мая 1998 г.

№ 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»', и постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».

Семейный кодекс в ст.4 СК предусматривает основания и пределы применения гражданского законодательства к семейным отношениям. В соответствии со ст.

2 СК гражданское законодательство может применяться как к имущественным, так и личным неимущественным отношениям между членами семьи, но только при условии, что они не урегулированы соответствующими нормами семейного законодательства и имеются необходимые нормы гражданского законодательства.

При этом применение норм гражданского законодательства не должно противоречить существу семейных отношений, обладающих определенной спецификой.

Применение гражданского законодательства к семейным отношением может осуществляться также в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Так, СК прямо обязывает использовать следующие нормы гражданского законодательства:

  • а) статьи 198—200 и 202—205 ГК — при применении норм, устанавливающих исковую давность (ст. 9 СК);
  • б) статьи 257 и 258 ГК — при определении прав супругов владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 33 СК);
  • в) статьи 451—453 ГК — при предъявлении кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжения заключенного между ними договора (п. 2 ст. 46 СК);
  • г) статьи 26 и 28 ГК — при определении права ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом (п. 3 ст. 60 СК);
  • д) статья 37 ГК — при осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка (ч. 3 п. 3 ст. 60 СК);
  • е) пункт 1 ст. 165 ГК — при несоблюдении предусмотренной законом формы соглашения об уплате алиментов (п. 1 ст. 100 СК);
  • ж) пункт 2 ст. 36 ГК — при решении вопроса о возможности раздельного проживания детей, находящихся под попечительством, и попечителей (п. 1 ст. 148 СК);
  • з) статьи 36—38 ГК — при определении гражданских прав и обязанностей опекунов (попечителей) (п. 4 ст. 150 СК);
  • и) статья 181 ГК — при применении срока исковой давности к признанию брака недействительным (п. 3 ст. 15 СК) Крашенинников П.В. Семейное право. — М.: Статут, 2008. — С.24..

В отдельных нормах СК имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей ГК или иного нормативного правового акта, подлежащих использованию.

В частности, обращение к гражданскому законодательству необходимо в случаях применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п. 2 ст.

30СК); возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным причиненного ему материального и морального вреда (п. 4 ст. 30 СК); изменения или расторжения брачного договора (п. 2 ст. 43 СК); признания брачного договора недействительным (п. 1 ст.

44 СК); ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п. 3 ст. 45 СК); определения вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми (п. 2 ст. 121 СК); установления или прекращения опеки или попечительства над детьми (п.З ст. 145 СК).

Для семейного права имеют также те положения ГК, в которых содержатся определения основополагающего характера (например: правоспособность и дееспособность граждан, место жительства, эмансипация, имя гражданина, убытки, моральный вред, недействительность сделки, исковая давность, ответственность и др.).

Восполнение пробелов в семейном законодательстве посредством аналогии закона или аналогии права предусмотрено ст. 5 СК. Под аналогией закона принято понимать решение дела или отдельного юридического вопроса на основании закона, регулирующего сходные отношения, а под аналогией права — решение дела или отдельного юридического вопроса на основе общих начал и смысла законодательства.

Обязательным условием применения на практике аналогии закона являются:

  • а) не регулированность спорных семейных отношений нормами семейного законодательства или соглашением сторон;
  • б) отсутствие норм гражданского права, прямо регулирующих эти семейные отношения.

Разрешение семейного спора при помощи аналогии не должно противоречить существу семейных отношений Антокольская М.В. Семейное право. — М.:«Юристъ. — 2004. — С.36.

семейное право несовершеннолетний безнадзорность

Вопрос № 7. Источники семейного права

Источники семейного права – это формы выражения норм семейного права: нормативные правовые акты РФ, законы субъектов РФ, а также акты международного права, закрепляющие нормы семейного права.

Семейное законодательство находится в соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Это означает, что регулирование отношений, составляющих предмет семейного права, осуществляется нормами, закрепленными как федеральным, так и региональным законодательством.

При этом субъекты РФ вправе в целях регулирования семейных отношений принимать законы, соответствующие положениям СК РФ, а также иным федеральным законам. При возникновении противоречий между положениями федерального и регионального нормативного акта подлежит применению норма федерального законодательства.

Субъекты РФ не могут произвольно принимать законы, регулирующие семейные отношения. В соответствие с абз. 2 п. 2 ст. 3 СК РФ законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, отнесенным СК РФ к ведению субъектов РФ, и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным.

Сказанное означает, что законотворчество субъектов РФ должно четко соответствовать изложенным критериям. Как показывает законодательная практика, субъекты РФ принимают законы только по вопросам, прямо отнесенным СК РФ к их компетенции. Так, п. 2 ст.

13 СК РФ допускает принятие закона субъекта, устанавливающего порядок и условия вступления в брак до достижения возраста 16 лет.

Кроме того, на территориях ряда субъектов РФ введено патронатное воспитание как форма устройства на воспитание в семьи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии со ст. 123 СК РФ.

Следует обратить внимание на то, что нормы семейного права содержатся не только в нормативных актах, отнесенных к семейному законодательству, но и в источниках иных отраслей права.

Семейный кодекс РФ допускает возможность субсидиарного применения гражданского законодательства к регулированию семейных отношений. Тем не менее, обращаясь к гражданскому законодательству при регулировании семейных отношений, всегда необходимо помнить об их существе.

Характерным для семейного права является также большое количество процессуальных

или процедурных норм, часть которых содержится не только в источниках гражданского процессуального законодательства, но и в СК РФ.

Профессор Е. А. Чефранова предлагает изложить систему источников семейного права, отталкиваясь, во-первых, от системы семейного права как отрасли права (деление его норм на институты), а во-вторых, выстроив все нормативные акты, регулирующие семейные отношения, по их иерархии (юридической силе).

  • В первом случае все источники можно разделить по содержанию норм, содержащихся в них:
  • закрепляющих общие положения семейного права (СК РФ);
  •        регулирующих отношения по заключению, прекращению брака и признанию
  • брака недействительным (помимо СК РФ к ним можно отнести, например, ГПК РФ, Закон об актах гражданского состояния, законы субъектов РФ);

    посвященных личным неимущественным и имущественным отношениям супругов (помимо семейно-правовых источников сюда входят источники гражданского права, такие как ГК РФ, ФЗ «Об актах гражданского состояния», а также Основы законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 и др.);

  1.     устанавливающих права и обязанности родителей и детей (к ним относятся кодифицированные источники: СК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, а также федеральные законы, напримерФЗ «Об опеке и попечительстве», и подзаконные нормативные акты);
  2.     регулирующих алиментные обязательства (помимо СК РФ здесь следует обратить внимание на источники гражданского процессуального права, например ГПК РФ, ФЗ «Об исполнительном производстве»);
  3.     предусматривающих формы и порядок устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (это самая многочисленная группа источников, так как в нее входят помимо трех кодифицированных федеральных источников – СК РФ, ГК РФ, ГПК РФ – большое количество федеральных законов, в том числе ФЗ «Об актах гражданского состояния», ФЗ «Об опеке и попечительстве», ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», постановления Правительства РФ, а также законы субъектов РФ).
  4. Построение системы источников семейного права по иерархии нормативных актов
  5. является универсальным для всех отраслей нрава в Российской Федерации.
Читайте также:  Обеспечение исполнения обязательств

Возглавляют «вертикаль» источников семейного права акты международного права. В соответствие с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Именно это обстоятельство придает международным договорам приоритетную силу по отношению к федеральным законам и иным нормативным актам РФ.

Среди источников этого уровня в первую очередь следует отметить Конвенцию ООН «О правах ребенка» 1989 г., участником которой Россия является как правопреемник СССР, Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.,Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Декларацию прав ребёнка 1959 г.

Кроме того, Российская Федерация является участником двусторонних и многосторонних договоров. Большое значение имеет Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенные между Россией и государствами – бывшими республиками СССР.

Конституция РФ традиционно занимает ведущее место в иерархии нормативных актов, которые регулируют отношения, входящие в предмет различных отраслей российского права, в том числе семейного права.

Для развития системы источников семейного права определяющим является отнесение семейного законодательства к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72).

Конституция РФ провозглашает защиту семьи, материнства, отцовства и

детства государством (ст. 38) и закрепляет принцип равенства прав мужчины и женщины (ст. 19), что служит отправными точками для построения семейного законодательства.

Семейный кодекс РФ не просто является кодифицированным источником, но и занимает особое место, включив в себя подавляющее большинство норм семейного права. Действующий сегодня СК РФ стал четвертым кодексом, регулирующим семейные отношения па территории России, начиная с 1917 г.

В структуре СК РФ выделено восемь разделов: «Общие положения», «Заключение и прекращение брака», «Права и обязанности супругов», «Права и обязанности родителей и детей», «Алиментные обязательства членов семьи», «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей», «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства» и «Заключительные положения».

Отличительной особенностью СК РФ по сравнению с предыдущими кодексами стало отсутствие в нем положений, регулирующих акты гражданского состояния, которые отнесены теперь к предмету гражданско-правового регулирования (ст. 47 ГК РФ).

Другим ярким отличием от предыдущего Кодекса о браке и семье РСФСР стало то, что СК РФ вслед за нормами международного права признает ребенка самостоятельной личностью, прямо называет его в качестве субъекта права и посвящает его правам отдельную главу.

В СК РФ появилась новая, ранее неизвестная действующему законодательству, форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей – приемная семья.

Впервые СК РФ предусмотрел возможность заключения членами семьи договоров, направленных на регулирование семейных отношений между ними, как имущественного, так и неимущественного характера.

Еще одной отличительной особенностью СК РФ является выделение отдельного раздела, содержащего нормы, регулирующие семейные отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Существенной новеллой является допустимость применения к семейным отношениям с их участием норм иностранного права, которое основано на общепризнанных принципах международного частного права.

Далее по иерархии следуют иные кодифицированные федеральные нормативные правовые акты. К ним в первую очередь относится Гражданский кодекс РФ. Из первой части Кодекса к семейным отношениям применяются положения раздела об общей собственности:

  • а) о совместной собственности – к отношениям бывших супругов (если же речь идёт о супругах, находящихся в браке друг с другом, отношения совместной собственности, в том числе по вопросам распоряжения ею, регулируются положениями статьи 35 СК РФ; если супруги брак расторгают, но раздел имущества не производят, приобретённое в браке имущество продолжает находиться в режиме совместной собственности; по смыслу статьи 2 СК РФ к бывшим супругам семейное законодательство применяется только в случаях, прямо предусмотренных законом – например, по ст. 90 СК РФ – вследствие этого, отношения между бывшими супругами регулируются статьёй 253 ГК РФ);
  • б) о долевой собственности – в двух случаях:
  •     к отношениям супругов, если долевой режим                         собственности будет предусмотрен брачным договором;
  •     к отношениям фактических супругов.
  • Кроме того, ГК РФ определяет также важнейшие для семейного права понятия, как правоспособность гражданина, дееспособность гражданина, в том числе несовершеннолетнего, имя гражданина, его место жительства и др.
  • К семейно-правовым отношениям могут также применяться положения ГК РФ о сделках и договорах, поскольку семейное законодательство допускает регулирование семейных отношений в форме соглашений как в личной сфере (место жительства ребёнка, порядок общения), так и в имущественной (брачный договор, соглашение о разделе имущества, алиментные соглашения).

Раздел ГК РФ об обязательствах применим к алиментным отношениям.

Гражданский кодекс регулирует также имущественные отношения между опекуном (попечителем) и подопечным (в то время как ФЗ «Об опеке и попечительстве» определяет порядок установления и прекращения опеки (попечительства), СК РФ – основания установления опеки и попечительства, а также требования к опекунам в отношении несовершеннолетних.

  1. Часть четвёртая Гражданского кодекса устанавливает правовой режим результатов творческой деятельности супругов, созданных ими во время брака.
  2. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. регулирует следующие положения:
  3. момент прекращения брака, расторгаемого в судебном порядке (до 1 мая 1969
  4. г.);
  5. положение о фиксации родительства, в том числе основания установления
  6. отцовства в судебном порядке для детей, рождённых до 1 марта 1996 г.;
  7. положение об усыновлении, опеке и попечительстве, установленные до 1 марта
  8. 1996 г.
  9. Некоторые вопросы, относящиеся к семейно-правовой сфере, регулируются также
  10. Жилищным кодексом РФ.

Следующую ступень в иерархии источников семейного права занимают федеральные законы, принятые в соответствии с СК РФ.

К ним относятся, например, ФЗ «Об актах гражданского состояния», ФЗ «Об опеке и попечительстве», ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в Ярославской области – аналогичный), законы о статусе уполномоченных по правам ребёнка (в Ярославской области – свой закон).

Вслед за законами в иерархии нормативных источников идут подзаконные акты. Согласно п. 3 ст. 3 СК РФ на основании и во исполнение СК РФ, других законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ, другими законами, указами Президента РФ.

На сегодняшний день принято большое количество постановлений Правительства РФ по вопросам, предусмотренным указанными выше нормативными актами. В качестве примера можно привести следующие постановления Правительства РФ: от 18.07.

1996 № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей

Источники семейного права. Соотношение семейного и гражданского законодательства. Аналогия права и закона

Источники семейного права — это формы внешнего выражения (закрепления) семейно-правовых норм. К ним относятся соответствующие нормативно-правовые акты, которые в совокупности образуют семейное законодательство.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное зако­нодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК.

Семейное законодательство включает в себя СК РФ, другие федераль­ные законы, принимаемые в соответствии с Кодексом, а так­же законы субъектов РФ. С учетом главенствующей роли Конституции РФ в правовой системе России все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, в том числе и по вопро­сам регулирования брачно-семейных отношений, не должны противоречить положениям Конституции РФ.

Читайте также:  Какие имеются законные основания у инспектора ГИБДД для остановки транспортного средства не нарушающего ПДД на момент остановки?

Основным источником семейного права является СК РФ. Вступил в силу (за исключе­нием отдельных положений) с 1 марта 1996 г.

Действие СК во времени определяется ст. 168-169 СК. В соответствии с п. 1 ст. 168 СК он введен в действие с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положе­ний. Следовательно, по общему правилу (п. 1 ст. 169 СК) нор­мы Кодекса должны применяться к семейным отношениям, воз­никшим после введения его в действие, то есть после 1 марта 1996 г.

, и не имеют обратной силы. Однако, если семейное пра­воотношение носит длящийся характер (правоотношения между супругами, правоотношения между родителями и детьми и др.), возникло до 1 марта 1996 г.

и продолжает существовать после этой даты, то нормы Кодекса применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения его в дей­ствие.

Для отдельных положений (например: ст. 125 СК — о су­дебном порядке усыновления детей; ст.

25 СК — об установле­нии момента прекращения брака при его расторжении в суде со дня вступления решения суда о расторжении брака в за­конную силу и др.

) Кодексом установлены иные (специальные) сроки введения в действие, то есть не с 1 марта 1996 г. Эти сроки определяются конкретной датой (ст. 25 СК) или связаны с принятием специального (отдельного) законодательного акта (ст. 125 СК).

А ряд норм СК в силу прямого указания законодателя имеют обратную силу (ст. 34-37 СК), то есть распространяются на те отношения, которые возникли до 1 марта 1996 г.

В состав источников семейного права входят и принима­емые в соответствии с Семейным кодексом ФЗ.

ФЗ от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защи­те детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

ФЗ от 15 ноября 1997 г.

№ 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в содержании которого отражена государственная регистрация актов гражданс­кого состояния (включая рождение, заключение брака, растор­жение брака, усыновление (удочерение), установление отцов­ства, перемену имени), которая производится органами загса пу­тем внесения соответствующих записей в книги регистрации ак­тов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражда­нам свидетельств на основании этих записей.

Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодате­льство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ. Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК мо­гут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, ус­тановленных Семейным кодексом.

Вопросы, по которым субъекты могут принимать акты:

§ установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК);

§ выбор супругами двойной фамилии при заключе­нии брака (п. 1 ст. 32 СК);

§ присвоение фамилии и отчества ре­бенку (п. 2 и 3 ст. 58 СК);

§ организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечи­тельства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК);

§ определение дополнительных по сравнению с Ко­дексом форм устройства детей, оставшихся без попечения ро­дителей (п. 1 ст. 123 СК);

§ установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной се­мье (п. 1 ст. 152 СК).

К источникам семейного права относятся и иные НПА, регулирующие семейные отно­шения, включая в первую очередь указы Президента РФ.

В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударствен­ного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам за­щиты семьи, материнства и детства), или определяются кон­цептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также впра­ве принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и ука­зов Президента РФ. В соответствии с указами Президента РФ нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются в основном по вопросам организационно-распорядительного или финансово­го характера.

  • В соответствии с СК к компетенции Правительства РФ, в частности, относится:
  • § определение видов заработка и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (ст. 82);
  • § определение порядка цен­трализованного учета детей, оставшихся без попечения родителей;
  • § установление перечня заболеваний, при наличии которых лицо не мо­жет усыновить ребенка, принять его под опеку (попечитель­ство), взять в приемнуюсемью (ст. 127);

§ определение порядка и размера выплаты опекуну денежных средств на содержание ребенка(ст. 150);утверждение положения о приемной семье(ст. 151);

Существует значительное количество нормативных актов федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права, развивающих и конкретизирующих отдельные положе­ния, содержащиеся в постановлениях Правительства РФ.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обоб­щается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Одна­ко они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. № 9 «О применении судами СК РФ при рассмотрении дел об уста­новлении отцовства и о взыскании алиментов», от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении спо­ров, связанных с воспитанием детей».

М/ународно-правовые акты+ относятся к источникам семейного права, в число которых сле­дует отнести нормы м/ународного права, име­ющие значение для регулирования семейных отно­шений, содержащихся в Уставе ООН, Декларации прав ребенка от 20 ноября 1959 г., Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 г., Конвенции стран — участниц СНГ о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголов­ным делам от 22 января 1993 г. и в др.

Источники семейного права

Замечание 1

Семейное право занимается регулированием определенного вида общественных отношений – семейных – возникающих из факта заключения брака и принадлежности к семье. Большинство этих отношений характеризуется неимущественным характером, но зачастую они сочетаются с отношениями имущественными.

  • Через семейные отношения происходит реализация существенных интересов человека.
  • Юридический смысл источников права заключен в формах выражения правовых норм.
  • Источники семейного права представлены в виде форм внешнего выражения семейно-правовых норм и состоят из соответствующих нормативно-правовых актов семейного законодательства и актов, в которых содержатся нормы семейного законодательства.
  • Данные источники состоит из правовых актов, которые отвечают за регулирование семейных отношений.
  • С юридической точки зрения эти источники могут быть представлены двумя видами:
  • законами (состоящими из Конституции РФ
    , Семейного и Гражданского кодексов
    , федеральных законов);
    подзаконными нормативными актами (указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства, подзаконными актами субъектов РФ).

Источники и их разновидности

Перечень источников семейного законодательства состоит из:

  • Конституции РФ;
  • Семейного кодекса РФ
    ;
  • федеральных законов, которые принимаются в соответствии с Семейным кодексом
    ;
  • законов субъектов РФ;
  • указов Президента РФ;
  • нормативно-правовых актов Правительства РФ
    ;
  • ведомственных нормативных актов относительно вопросов семейного законодательства.

Сущность главного принципа, провозглашенного Конституцией РФ, заключается в государственной поддержке семьи. Также Конституцией РФ установлено совместное ведение семейного законодательства Российской Федерацией и ее субъектами.

  1. Семейный кодекс по своей сути является самым значимым источником семейного законодательства и основным правовым актом, который регулирует семейные правоотношения.
  2. Основным назначением законов субъектов РФ является регулирование семейных отношений в пределах, которые устанавливаются Семейным кодексом.
  3. Эти законы:
  • занимаются регулированием отношений касаемо вопросов, которые семейным законодательством отнесены к ведению субъектов РФ;
  • принимаются по вопросам, не урегулированным семейным законодательством;
  • не противоречат Семейному кодексу и иным федеральным законам.

При помощи указов Президента РФ происходит утверждение мероприятий, имеющих общегосударственный уровень (примером могут служить федеральные целевые программы).

Замечание 2

  • В соответствии с Семейным кодексом РФ и с целью его соблюдения, а также опираясь на федеральные законы и нормативные указы Президента РФ, издаются нормативные акты Правительства РФ.
  • Ведомственные нормативные акты касаемо вопросов семейного права издаются только при наличии прямого поручения Правительства РФ, которое заключено в принятом им постановлении в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ и указов Президента РФ.
  • Постановление Правительства РФ, которое противоречит семейному законодательству и другим федеральным законам и указам Президента РФ, отменяется Президентом РФ.

Компетенция Правительства РФ в области семейного права состоит из следующих полномочий:

  • определения размеров заработка и доходов родителей, подлежащих удержанию для выплаты алиментов;
  • установления порядка производства учета детей, которые остались без родительского попечения;
  • порядка выплаты ежемесячных денежных средств опекуну (попечителю) на содержание детей;
  • утверждения Положения о приемной семье
    ;
  • установления порядка денежных выплат приемной семье на содержание детей.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *