Субъекты авторского права

В российском законодательстве содержатся представленные в самом широком спектре положения, касающиеся защиты авторских прав.

Понятийный аппарат соответствующих правовых актов также достаточно разнообразен. В частности, термины «субъект» и «объект» авторского права в законах РФ изложены в достаточной мере подробно.

Какова специфика российской правовой системы в части защиты продуктов интеллектуального труда?

Что такое авторское право?

Прежде чем исследовать, какими особенностями характеризуются субъекты авторского права, изучим подробнее сущность изучаемой нами правовой категории.

Каковы точки зрения экспертов, касающиеся данного вопроса? Дело в том, что термин «авторское право» будет трактоваться тем или иным образом в зависимости от того, в каком числе используется.

Что это значит? В российской юридической практике, как правило, рассматриваемый термин применяется во множественном числе — как «авторские права».

Субъекты авторского права

В этом случае его значение можно интерпретировать как гарантированные законом механизмы защиты того или иного произведения, ставшего продуктом интеллектуального труда.

В свою очередь, если словосочетание «авторское право» употребляется в единственном числе, то трактовать его следует как термин, обозначающий некий самостоятельный юридический институт (по аналогии, к примеру, с трудовым или административным правом), или же как пример одного из многих гарантированных законом прав, которыми обладают авторы продуктов интеллектуального труда. Например, исключительного права. Но не только его. В законодательстве РФ предусмотрен, не считая исключительного, следующий спектр прав:

  • на авторское имя;
  • на неприкосновенность продукта интеллектуального труда;
  • на обнародование творческого произведения;
  • собственно на авторство.

Также в ГК РФ предусмотрены основания для возникновения у автора продуктов интеллектуального труда дополнительных прав, например, связанных с получением вознаграждения.

Неотчуждаемые и исключительные права

Специфика российского законодательства в области защиты авторских прав предполагает выделение, таким образом, нескольких обособленных юридических категорий, касающихся охраны интеллектуальной собственности.

Базовыми считаются две — право авторства, относимое к типу неотчуждаемых, а также исключительные права.

Таким образом, любое произведение или продукт интеллектуального труда характеризуются двумя аспектами авторского права.

Если говорить о неотчуждаемых правах (как правило, это собственно авторство), то они не подлежат продаже, передаче или иному способу отказа автора от своей принадлежности к процессу создания произведения. То есть талантливый человек, создавший некий продукт, остается его автором в любом случае. Нельзя заключить никакого договора, по которому кто-то другой бы приобретал право авторства.

Вместе с тем, владея произведением в категории неотчуждаемого права, человек может не обладать исключительным. А это важно с точки зрения, к примеру, коммерциализации продукта.

То есть именно исключительное право дает возможность получать вознаграждение, скажем, за продажу копий произведения или за трансляцию его в эфире.

В свою очередь, оно может быть предметом договорных отношений: автор может продать его другому человеку или организации. Однако даже по факту этой сделки он останется обладателем неотчуждаемых прав.

Таким образом, природа интеллектуальной собственности, в соответствии с российским законодательством, двойственна. С одной стороны, человек обладает неотчуждаемыми правами, с другой же имеет законные основания передавать некоторые из аспектов владения продуктом другим лицам.

Автор и изготовитель

В российском законодательстве предусмотрено, как мы уже отметили выше, двойственная природа реализации авторских прав — в форме неотчуждаемых и исключительных.

На практике это может реализовываться в самых разных вариантах правоотношений.

Достаточно распространенный сценарий — когда обладатель неотчуждаемого права — автор, а исключительного — субъект, статус которого звучит как «изготовитель».

Субъекты авторского права

То есть это тот субъект правоотношений, который, скажем, ознакомившись с интересной песней, сочиненной автором, решает ее обнародовать в виде сингла на радио. То есть, скорее всего, это профессиональная студия звукозаписи. Таким образом, неотчуждаемые права могут коррелировать с личностью автора, исключительные — принадлежать изготовителю.

Объекты авторских прав

Теперь мы можем изучить специфику, которой характеризуются субъекты и объекты авторских прав. Начнем с элементов второго типа.

К объектам авторских прав относятся те самые продукты творческого труда, созданные в единоличном порядке неким талантливым человеком.

ГК РФ предусматривает следующий их спектр: литературные произведения, сценарии, хореографические постановки, песни, видеоролики, живопись, декоративно-прикладное творчество, фото, карты, а также иные произведения.

То есть Кодекс так или иначе содержит список продуктов интеллектуального труда, подлежащих защите в рамках авторского права. Можно отметить интересный факт: касательно компьютерных программ законодательством РФ, как отмечают многие эксперты, пока что не предусмотрено отдельной категории механизмов защиты авторских прав.

Поэтому охраняется софт в нынешних редакциях законов так же, как литературное произведение. Авторские права не действуют в отношении незавершенных продуктов, идей, методов, принципов, открытий.

Вместе с тем, как только человек завершил работу над произведением, оно сразу же, без каких-либо регистрационных процедур, подлежит защите в рамках авторского права.

Авторское право: субъекты

Рассмотрим теперь признаки, характеризующие субъекты авторского права.

Каковы наиболее распространенные точки зрения экспертов в отношении данного вопроса? Согласно общепризнанной точке зрения, к субъектам авторского права относятся те граждане, кто принимал непосредственное участие в создании продуктов интеллектуального труда.

Это могут быть авторы, написавшие произведение единолично или совместно с другими талантливыми людьми. Это могут быть лица, обладающие исключительным правом на пользование продуктом. Это могут быть также юридические лица.

Субъекты авторского права в общем случае не должны каким-то особым образом оформлять свою принадлежность к созданию произведения.

Вместе с тем эксперты рекомендуют пользоваться механизмами нотариального подтверждения того, что тот или иной продукт интеллектуального труда был создан определенным человеком.

Альтернатива нотариусу — регистрация в уполномоченной общественной или государственной структуре, например, в Российском авторском обществе.

Виды субъектов авторского права, таким образом, могут быть представлены в широком спектре. Можно отметить, что в законодательстве РФ нет прямых формулировок, которые бы ставили в зависимость перспективы правовой защиты тех или иных произведений, скажем, от профессиональной квалификации их автора.

Условно говоря, даже если программист написал песню, или же, например, переводчик создал уникальный образец компьютерного софта — права и того и другого будут защищены в полной мере. Таким образом, включенные в источники, формирующие гражданское право, субъекты авторских прав, как отмечают многие юристы, практически не конкретизируются.

Если это и происходит, то, как правило, в справочных целях.

Соавторство

Существует один примечательный статус, которым могут обладать субъекты авторского права — соавторство. Данный термин обозначает тот факт, что продукт интеллектуального труда был создан при участии двух и более лиц. Соавторство предполагает, что созданное посредством коллективного творчества произведение принадлежит его авторам совместно.

При этом возможны два режима, в рамках которых может фиксироваться соавторство. Во-первых, совместное владение правами на произведение может осуществляться в нераздельном порядке, то есть в отношении продукта, который представляет собой одно целое. Во-вторых, оно может быть раздельным, когда предполагается сложная структура продукта интеллектуального труда.

Можно также отметить — субъекты авторского права соавторство могут оформить еще до того, как создадут совместными усилиями произведение.

Для этого им необходимо заключить особый договор, содержащий положения, которые фиксируют вклад со стороны каждого автора, а также последующий порядок использования продукта.

Так, например, подписав подобное соглашение, соавторы могут определить последовательность указания своих имен в названии произведения.

Возникновение авторского права

Мы исследовали то, что такое авторское право. Понятие, объекты, субъекты данной юридической категории также были рассмотрены нами.

Затронем подробнее аспект, касающийся того, каким образом у человека возникает авторское право.

Выше мы отметили, что в общем случае никаких регистрационных процедур, подтверждающих факт создания продукта интеллектуального труда конкретным автором, осуществлять не требуется.

Авторское право, таким образом, возникает сразу, как только талантливый человек создал завершенное произведение.

В этом, как отмечают некоторые юристы, отличие авторского права, к примеру, от патентного, которое касается защиты изобретений.

Чтобы обеспечить правовую охрану ноу-хау, конструктору, таким образом, желательно оформлять соответствующий прописанным в законах критериям официальный документ — патент.

Субъекты авторского права

Можно отметить, что владелец исключительных прав может использовать, для того чтобы оповестить сообщество о том, что тот или иной продукт интеллектуального труда охраняется, значок копирайта. Однако обязательств делать это положения российского законодательства не включают.

Можно отметить тот факт, что субъекты авторского права в России приобретают свой статус в силу особой презумпции. Их принадлежность к созданию того или иного продукта интеллектуального труда фиксируется, если никакой другой автор не доказал свое участие в работе над произведением.

Рассмотрев, что такое авторское право, понятие, объекты, субъекты его, мы можем исследовать то, какие в российском законодательстве предусмотрены механизмы защиты произведений, ставших результатом интеллектуального труда. Начнем с программного обеспечения.

Защита ПО

В соответствии со статьей 1261 Гражданского Кодекса России объектами авторских прав считаются, таким образом, компьютерные программы, а также базы данных.

Выше мы отметили, что правовой режим, посредством которого данные продукты защищаются, аналогичен тому, в рамках которого охраняются литературные произведения.

В отношении софта субъектами авторского права являются программисты, разработчики, а также все те, чей талант оказался способным создать уникальное программное решение.

Читайте также:  Вешают недостачу в магазине. скажите пожалуйста как доказать свою невиновность в работе?

Субъекты авторского права

В ГК РФ сказано, что софт может быть написан на любом языке. Защищаться может как «исходник», так и объектный код. Программой, которой могут владеть субъекты авторского права, признается совокупность команд, которая обеспечивает функционирование компьютеров и позволяет тем самым задействовать вычислительные мощности ПК с целью получения полезного результата.

Можно отметить, что в статье 1262 Гражданского Кодекса зафиксирован порядок, в рамках которого программисты могут зарегистрировать свой продукт при участии компетентных государственных органов. Однако подобная процедура — право, а не обязанность создателя ПО. При этом, если программист написал решение, ассоциированное с государственной тайной, то оно не может быть зарегистрировано.

Защита фильмов и видеороликов

Рассмотрим то, каким образом законодательство РФ защищает создателей аудиовизуальных произведений — фильмов, видеороликов. Авторами таких интеллектуальных продуктов могут быть режиссеры, сценаристы, композиторы.

Субъекты авторского права

Если аудиовизуальное произведение транслируется в эфире посредством тех или иных каналов, то все перечисленные лица, что к субъектам авторского права относятся, вправе рассчитывать на вознаграждение за пользование продуктом интеллектуального труда.

Защита переводов и производных продуктов

Интересен аспект, в соответствии с которым осуществляется защита переводов. Рассмотрим его.

Переводчик субъектом авторского права является в полной мере, однако только в той части работы, которую осуществил именно он. То есть в аспекте переработки исходного материала.

Тот или иной продукт интеллектуального труда, например, песня, может быть тем или иным образом видоизменена — через аранжировку или, например, ремикс.

Субъекты авторского права

В этом случае ди-джей или композитор, которые переделали песню, также могут быть субъектами авторских прав, но только в части проведенной ими работы. Вместе с тем аранжировка или ремикс, как отмечают юристы, не должны нарушать законных прав автора песни, кто написал первую ее версию.

Защита служебных произведений

Субъекты авторского права на служебные произведения характеризуются достаточно необычным статусом. Продукты, о которых идет речь, создаются в рамках выполнения их автором работы по контракту, в рамках найма.

То есть в служебном порядке. Специфика законодательства такова, что реализация создателем продукта интеллектуального труда своих прав наравне с авторами, которые выпустили тот или иной продукт вне работы, затруднена.

Автор служебного произведения может обладать только личными, относящимися к неимущественным, правами на свой продукт. Исключительные права, как правило, принадлежат компании-работодателю.

Исключение — если человек написал энциклопедию или же выпустил периодическое издание. Исключительные права сохраняются за создателями таких продуктов.

Если, конечно, они не передадут соответствующий комплекс прав издателю в соответствии с дополнительным соглашением.

Смежные права

Изучив то, какими могут быть субъекты и объекты авторских прав, рассмотрим другую интереснейшую правовую категорию. Речь идет о смежных правах. Каковы их особенности? В принципе, в качестве их разновидности могут выступать, к примеру, исключительные права. Но не только они относятся к категории смежных.

Законодательством РФ определен отдельный перечень смежных прав. Он достаточно широкий.

Если вкратце, то это могут быть права на исполнение песен, на передачу сообщений в теле- и радиоэфир, фонограммы, базы данных, а также литературные произведения после того, как они переданы в общественное достояние.

Субъекты авторских и смежных прав могут не совпадать. Если к первым относятся, к примеру, композиторы, то в числе вторых будут, возможно, исполнители песни, написанной автором.

Субъекты авторского права

Основной принцип признания за певцами соответствующих прав в том, что именно благодаря их таланту произведение может быть должным образом озвучено публике. Также, как отмечают юристы, субъекты смежных прав могут иметь желание защитить способ интерпретации, вокального исполнения той или иной песни.

Выше мы отметили, что не имеет значения, какова профессиональная специализация, которой обладают субъекты авторского права.

Общая характеристика данных элементов правоотношений достаточна с точки зрения закрепления за ними предусмотренных законом преференций.

Однако можно отметить, что в части смежных прав российское законодательстве все же в некоторой степени конкретизирует профессиональную специализацию субъектов соответствующей юридической категории.

Но, как отмечают юристы, перечень возможных обладателей смежных прав, что указан в законе — не исчерпывающий. Более того, так или иная специализация человека, который претендует на смежные права, может быть указана в номинальном порядке.

То есть, например, такое возможно, если человек, который по профессии инженер, решает вдруг сделать ремикс известной песни. В этом случае в документах, имеющих отношение к оформлению смежных прав, человек может указать, что является музыкантом.

Особенности и характеристики субъекта авторского права

Субъекты авторского права

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве.

В широком понимании субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанных с созданием произведений.

Способность выступать субъектами авторского права возникает у физ.лиц с рождения.

Общая характеристика

Авторское право – это разновидность права собственности, которое автоматически есть у автора после создания интеллектуальной собственности. Публикация для вступления прав в силу не нужна, достаточно придать объекту авторского права любую соответствующую контексту произведения форму. Субъектами авторского права могут быть как физические лица, так и юридические.

Право может передаваться законными путями от одного лица к другому (акт купли-продажи или передача по наследству) и передаваться повторно. Владелец прав может полностью распоряжаться ими по своему усмотрению.

Способы передачи прав от одного лица другому:

  • продажа;
  • передача по наследству (происходит автоматически, если в завещании прежнего владельца не указано условие, противоречащее этому).

После передачи авторского права его бывший субъект больше не сможет каким-то образом влиять на события, происходящие с этой интеллектуальной собственностью (например, запретить публикацию, потребовать денежную выплату, если она не была прописана в договоре). Сама передача может быть как полной, так и частичной – по этому признаку обычно классифицируют субъектов авторского права.

О том, как получить авторские права:

  • на книгу;
  • на стихи;
  • на фотографию;
  • на песню и музыку;
  • в интернете;

читайте в статьях по ссылкам.

Кто может быть субъектом авторского права?

Субъекты авторского праваСчитаться субъектом может как человек, так и фирма, организация. С произведениями (музыка, книги) часто происходит так, что владельцем прав на продукт является издатель, а автор получает процент или уже получил свою единоразовую выплату при продаже.

Автор не обязан продавать права, чтобы издаваться, но многие из них соглашаются на подобное ради компромисса с издателем или просто потому, что находят сделку выгодной. Так, кто относится с субъектам авторского права?

Создатель произведения

Это первоначальный субъект авторского права. Как только интеллектуальная собственность обретает форму – музыка записывается на диск или в виде нот, книга или научный труд обзаводятся рукописью, авторское право вступает в силу.

Теперь оно закреплено за первоначальным автором в теории, но на практике при возникающих разногласиях и подозрениях других лиц в плагиате, автор должен будет предоставить доказательства, из которых будет ясен настоящий временной период создания.

Автор вправе полностью распоряжаться своим произведением, пока не продаст авторские права. Их можно заверить нотариально – для этого нужно обратиться к ближайшему нотариусу, который законодательно закрепит факт наличия авторского права на конкретное произведение в течение нескольких рабочих дней.

Лица-владельцы по договору

Первоначальным владельцем прав на ту или иную интеллектуальную собственность является сам его автор, но в зависимости от обстоятельств бывают и другие его субъекты, отличные друг от друга по ряду особенностей и ограничений в своём праве. Автор может заключить исключительный договор по передаче прав на интеллектуальную собственность с любыми условиями.

Таким образом субъектами становятся физические лица, ранее не имеющие никакого отношения к объекту права, а также юридические лица. Последнее случается чаще – авторы нередко продают права компаниям, чтобы прославиться или выйти на рынок в своей области. Лица-владельцы исключительных прав могут распоряжаться их объектом полностью – если это не противоречит действующему законодательству.

Работодатели

В том случае, когда интеллектуальная собственность является результатом официальной работы по найму, владельцем авторских прав считается работодатель, а не сотрудник. Это касается любого объекта авторских прав, который осознанно создаётся автором в пользу работодателя во время трудовых часов или в любое произвольное время, если график свободный.

Сотрудники-авторы не обладают авторскими правами на продукты своего труда, так как это прописано в трудовом договоре – работник отказывается от всех прав на результаты своего труда, получая заработную плату. Автор имеет право объявить себя таковым, но юридической или финансовой силы такое заявление иметь не будет, принося только репутационную прибыль в некоторых редких случаях.

Организации и корпорации

Субъекты авторского права

Весь контент, так или иначе создаваемый ими, принадлежит не конкретному руководителю, а корпорации, которая очень часто управляется группой людей и является коллективной собственностью (акционерская система). Это называется корпоративным правом.

Работая на такую организацию и получая за свой труд оплату, автор автоматически отказывается от дальнейшего получения от него какой-либо отдельной прибыли. Автор не может запретить использовать объект авторского права так, как считает неподобающим, а также не может заниматься реализацией такой интеллектуальной собственности самостоятельно.

Читайте также:  На сколько лишают водительского удостоверения за пьянку в день трезвости?

Если в регламенте организации прописаны условия неразглашения на тот или иной объект авторского права, автор обязан соблюдать их. За разглашение, намеренную помощь другим организациям по вопросу этой конкретной интеллектуальной собственности сотрудник может понести ответственность.

Наследники

Когда автор произведения умирает, владея при этом действующими авторскими правами, они классифицируются как наследство и передаются наследникам так же, как и другое имущество.

Автор может указать в нотариально заверенном завещании судьбу своей интеллектуальной собственности, если захочет.

Передавать в наследство авторские права можно не только физическим, но и юридическим лицам.

Наследники получают бессрочное авторское право во владение и могут распоряжаться им так же свободно, как и сам автор – продать, использовать для получения прибыли, видоизменять и модернизировать интеллектуальную собственность. Право передавать её в наследство также вступает в силу.

Если интеллектуальная собственность уже была продана на момент жизни автора-владельца, наследники уже не имеют на неё никаких прав. Единственная возможность – оспорить сам факт передачи прав, ссылаясь на недееспособность покойного, если передача произошла незадолго до смерти по причине преклонного возраста или болезни, подразумевающей нарушения психики.

Составители сборников

Сборники создаются из многих видов интеллектуальной собственности – музыкальные композиции, литературные произведения, кинофильмы. Включение произведения в сборник, предназначенный для получения выгоды законным путём возможно только с согласия субъекта авторского права, владеющего интеллектуальной собственностью на данный момент.

Практически всегда данное соглашение подразумевает прибыль для владельца произведения. Обойти его согласие – прямое нарушение авторского права. Исключение составляют сборники, чей составитель не рассчитывает на получение прибыли.

Субъекты авторского права

Составитель сборника не становится совладельцем прав на интеллектуальную собственность с автором или субъектом авторского права.

Он получает право на придуманный и реализованный им порядок составления, что не мешает другим лицам составлять свои сборники из тех же произведений, не повторяя порядок и другие индивидуальные особенности этой конкретной сборки – это уже считается плагиатом.

Создатель вторичного творения

Производное произведение создаётся на основе уже имеющегося оригинала.

Наиболее яркими примерами являются киноадаптации, переводы на другие, отличные от оригинала языки, адаптация произведения для какой-либо из социальных или национальных групп, театральные постановки на основе других произведений, а также множественные музыкальные аранжировки и перезаписи музыки в другом качестве.

Производное произведение может появиться только с согласия автора оригинала или других лиц, которые владеют исключительными авторскими правами. Важно отметить, что такое произведение не становится частью оригинальной интеллектуальной собственности, а создаёт новый копирайт.

Оригинал и производное произведение – два разных объекта авторского права, даже если изменения минимальны. Автор последнего имеет авторское право только на результат своей работы, не получая никаких прав на оригинал.

Писатель служебного произведения

Служебные произведения – интеллектуальная собственность работодателя, так как созданы в результате регламентированной трудовой деятельности. Если трудоустройство официальное, первоначальный (фактический) автор не имеет никаких прав на реализацию произведения в коммерческих целях и не может рассчитывать на прибыль.

Соавторство

Субъекты авторского праваСоавторством называется авторское право нескольких лиц на одно произведение.

Не имеет значение, состоит ли интеллектуальная собственность из нескольких частей или её нельзя разделить без потери содержания (литературное произведение, музыкальная композиция, изображение), соавторство действует одинаково.

Соавторство может быть безусловным, когда все субъекты авторского права наделены одинаковыми полномочиями, так и выделять некоторых среди других. Второй вариант легче всего просматривается на примере соавторства в научных работах, где выделен ведущий автор и тот, кто в силу меньшего опыта и возможностей вложил в общий результат меньший объём труда.

Однако вне зависимости от объёма, вложенного любым из соавторов, он остаётся в своём праве даже в спорных ситуациях. Разделение прибыли от авторства нередко становится причиной судебных разбирательств.

Авторское право разделено на множество разделов и подразделов по той причине, что может применяться в любой из сфер деятельности человека. Защитить автора – создателя или владельца, исключительно в интересах законодательства, так как это способствует здоровой конкуренции и развитию в соответствующей контексту области.

Авторские права: основные положения

Субъекты авторского праваВ главе “Авторские права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности рассказано об основных началах авторского права в России. Перед изучением более специальных разделов необходимо понять, какие результаты интеллектуальной собственности охраняются авторским право, какие авторские права существуют и когда они возникают и сколько действуют. Ответы на эти и другие вопросы Вы найдете здесь.
Если Вам требуется более детальная информация или юридический анализ конкретного дела, предлагаем обратиться за юридической консультацией, для чего достаточно лишь заполнить форму на этой странице.

Авторские права распространяются на произведения литературы, науки и искусства. Однако закон не приводит исчерпывающий перечень объектов авторского права, так как с течением времени могут быть придуманы новые формы творчества. Наиболее часто встречаются следующие объекты авторских прав:

  • Литературные произведения
  • Музыкальные произведения
  • Фильмы (аудиовизуальные произведения)
  • Произведения изобразительного искусства
  • Фотографии
  • Программы для ЭВМ и базы данных
  • Произведения архитектуры
  • Драматические произведения

Еще раз отметим, что этот перечень является открытым. Но что же объединяет объекты авторских прав? Все объекты авторских прав создаются в результате творческого труда автора. Творчество – основной признак, который отличает объекты авторского права.

2. Кого называют автором и правообладателем произведения?

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав. Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение. Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда. Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.

Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.

Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо.

Субъекты авторского права: общая характеристика

Автор произведения – это гражданин, творческим трудом которого оно создано. Такое определение дано в статье 1257 Гражданского кодекса РФ. Выделим ряд признаков:

  1. Субъектами авторского права являются только физические лица. Это представляется вполне логичным, поскольку юридические лица априори лишены интеллекта как мыслительной способности, а значит, не могут сами создавать результаты интеллектуальной деятельности, в том числе и произведения. Хотя в СССР была практика, когда авторами кинофильмов были кинокомпании, а не отдельные граждане.
  2. Автор должен приложить именно творческий труд. Понятия «творческий характер» мы уже касались в статье об объектах. Напомним: творческий характер означает, что объект приобретает какие-либо особенности и художественную окраску. Следовательно, автор должен осуществить только такую деятельность, результатом которой будет являться объект, носящий творческий характер.
  3. В результате деятельности должен быть создан конкретный объект (произведение или программа для ЭВМ). Более подробно об этом см. статью об объектах.

Автором может быть гражданин любого возраста. Следовательно, даже ребенок пяти лет, написавший какой-либо рассказ или очерк, приобретает личные неимущественные права и исключительное право. Другой вопрос в том, что осуществлять их и распоряжаться ими он сможет только по достижению возраста, с которым связано наступление дееспособности. Такой возраст может составлять:

  1. От шести до четырнадцати лет. Однако для этого требуется согласие родителей (усыновителей, опекунов).
  2. С четырнадцати лет. В этом случае согласно подп. 2 п. 2 ст. 26 ГК РФ лица уже могут самостоятельно осуществлять такие права.

Обратим внимание, что в российском авторском праве действует так называемая презумпция авторства: автором считается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

К примеру, недобросовестный писатель указал свое имя на чужом произведении, и подлинный автор может опровергнуть это только через суд, поскольку на обложке книги указано другое лицо и действует эта презумпция.

Соавторство. Помощники автора

Довольно часто случается, что у произведения не один автор. Примеров множество: Братья Гримм, Ильф и Петров, Трамп и Кийосаки и т.д. В таком случае речь идет о соавторстве.

Все, кто приложил свой творческий труд к созданию произведений, именуются соавторами, и у каждого возникают права на произведение. В Гражданском кодексе РФ сказано, что такие лица используют произведение совместно.

Между ними может быть заключено соглашение по вопросам использования произведения.

При этом соавторы могут так распределить свои творческие усилия:

  1. Один, к примеру, пишет свою часть, другой – свою. Например, два ученых пишут монографию, где первый излагает мысли по поводу английского права, а другой – по поводу американского. Здесь есть особенность: если такую часть можно использовать независимо от всего произведения, то она может быть использована создавшим ее лицом без согласия остальных соавторов. В нашем примере произведение разделить можно, поэтому каждый ученый вправе использовать свою часть без согласия другого.
  2. Соавторы работают не каждый над своей частью, а пишут все вместе, и при этом объект становится неразрывным целым.  Подобное произведение использовать можно лишь совместно. Пример: два автора написали детектив, который будет считаться неразрывным произведением, и значит, использовать его они могут лишь совместно (если нет соглашения).
Читайте также:  Ответственность супругов по обязательствам

Следует разграничивать правовой статус соавторов – лиц, приобретающих интеллектуальные права, и помощников – лиц, которые лишь оказывали автору содействие. Содействие может быть, техническим, материальным и даже интеллектуальным.

Представим ситуацию, что автору кто-то подсказывает идеи (интеллектуальное содействие), однако именно автор определяет, как применить эту идею, именно он развивает сюжет, вводит персонажей (то есть, только им осуществляется творческая деятельность).

Дело примет совсем другой вид, если лицо будет участвовать в создании персонажей, сюжета  – тогда речь пойдет уже о соавторстве.

Однако следует отметить, что грань между этими правовыми категориями тонкая. Так, Александр Сергеевич Пушкин официально является автором произведений, сюжет и персонажей в которых он позаимствовал из рассказов своей няни, Арины Родионовны. Но последняя не значится в качестве соавторов для таких произведений.

Понятие и виды субъектов авторского права



Статья посвящена вопросу понятия и видов субъектов авторского права. Автор, анализируя действующее гражданское законодательство, определяет основные виды субъектов авторского права.

Ключевые слова: авторское право, субъекты авторского права, первоначальное авторское право, производное авторское право

Авторское право возникает в связи с созданием произведения науки, литературы или искусства, поэтому основным субъектом, обладающим авторскими правами, будет лицо, которое в результате творческой деятельности создало произведение — автор. Автором произведения может быть любое физическое лицо независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Необходимо отметить, для появления авторских прав у лица, создавшего произведение, не требуется соблюдения каких-либо формальностей, иными словами, признание того или иного лица автором произведения не связно с официальной регистрацией или получением правоустанавливающих документов, поскольку сам процесс создания порождает субъективное право автора. Поэтому, как отмечает Е. А. Суханов, в авторском праве установлена презумпция авторства: «При отсутствии доказательств иного автором произведения, — пишет он, — считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения» [1, с. 732].

Действующее гражданское законодательство содержит легальное определение понятия «автор». Так, в силу ст. 1257 ГК РФ, автором признается гражданин, творческим трудом которого было создано произведение науки, литературы или искусства.

Творческий характер труда, проявленный лицом при создании произведения, является обязательным условием возникновения авторских прав. Так, лицо, переписавшее уже созданное произведение, нельзя назвать автором этого произведения. Э. П.

Гаврилов утверждает: «Творческий характер труда создателя, выразившийся в произведении — это единственный и универсальный критерий для возникновения права авторства» [2, с. 114].

Вторым признаком, позволяющим признать произведение объектом авторского права, будет объективная форма выражения. А. П.

Сергеев связывает момент возникновения субъективного авторского права на произведение с моментом выражения результата творческой деятельности в какой-либо объективной форме, доступной для восприятия другими лицами [3, с.

167]. При этом отсутствие завершенности, назначение и достоинство произведения не имеют значения.

Специалисты авторско-правовой доктрины выделяют две группы субъективного авторского права: первоначальное и производное авторское право.

Автор, результатом творческой деятельности которого стало создание произведения, обладает всей совокупностью прав в отношении него в силу самого факта создания, поэтому он является обладателем первоначального авторского права.

Наследники и правопреемники автора обладают производным авторским правом, так как их права возникают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов: вхождение в круг наследников по закону или по завещанию, открытие и принятие наследства, заключение договора и пр.

Выделение первоначального и производного авторского права имеет практическое значение, поскольку позволяет определить, возникло ли субъективное авторское право на произведение непосредственно из процесса создания либо путем перехода права от автора к иным лицам.

Так, справедливо отметил М. В.

Гордон: «Для производного авторского права характерно то, что это право принадлежало ранее иному определенному лицу, и значит, содержание права производного определяется правомочиями, принадлежавшими носителю первоначального авторского права» [4, с. 32].

В настоящий момент, гражданское законодательство автором произведения признает только физическое лицо, результатом творческой деятельности которого является произведение.

Представляется, что такой подход, несомненно, более точно отражает сущность первоначального авторского права.

Проблема правовой неопределенности субъекта, обладающего исключительным правом на составное произведение, была решена путем предоставления издателю совокупности прав: право использовать произведение, право указывать и требовать указания своего наименования при использовании произведения. При этом подчеркивается, что автор и иное лицо, обладающее исключительным правом на произведение, включенное в издание, не теряет своего субъективного права независимо от права издателя и других лиц на использование таких изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).

Обладателями производного авторского права, наряду с юридическими лицами, будут физические лица и публично-правовые образования, унаследовавшие авторские права от автора произведения.

В юридической литературе советского периода получило широкое распространение мнение, согласно которому к наследникам переходили только имущественные права, в то время как личные неимущественные права в состав наследства не входили [5, с. 34].

Современные специалисты авторского и наследственного права отмечают, что в законодательстве отсутствует четкая регламентация рассматриваемого вопроса. Так, А. М. Голощапов и К. Ю.

Рождественская указывают: «Классическое деление наследуемых прав на имущественные, которые переходят в порядке наследования и неимущественные, которые не подлежат такому переходу, не соответствует фактическому положению дел, так и отдельным положениям Гражданского кодекса» [6, с. 14].

В подтверждение своей позиции специалисты приводят пример о правах наследника обнародовать или изменить произведение, являющихся по своей сути неимущественными правами.

Одним из дискуссионных вопросов в правоприменительной практике является признание авторства в отношении тех, кто не является субъектом права — животные и технические устройства.

За последнее время состоялся ряд судебных процессов, в которых истцами доказывался факт, принадлежности авторских прав животным. Одним из самых громких стало дело по иску организации «Люди за этичное отношение к животным» против британского фотографа Дэвида Слейтера.

Во время поездки фотографа в Индонезию в 2011 году, воспользовавшись фотоаппаратом натуралиста, павиан Наруто сделал несколько снимков хорошего качества, в том числе самого себя, которые в дальнейшем были распространены в сети «Интернет». Д.

Слейтер потребовал удалить размещенные фотографии, поскольку авторские права на них, по его мнению, принадлежали ему.

Хостинги отказались выполнить просьбу фотографа, поскольку снимки, сделанные животным, являются «общественным достоянием», как следствие, состоялось судебное разбирательство, где авторские права были признаны за Д. Слейтером.

Позднее состоялись следующие процессы, где организация по защите прав животных, отстаивала интересы павиана. Итогом многочисленных судебных разбирательств стало мировое соглашение, в котором фотограф обязался пожертвовать 25 % доходов от продажи, сделанных снимков, в пользу благотворительных организаций.

Следует отметить, не смотря на «прецедент», авторских прав никто не признал за павианом Наруто, поскольку, во-первых, Д. Слейтер доказал, что специально оставил технические средства для того, чтобы обезьяны смогли сделать снимки, а, во-вторых, работы животных, и в целом природы, не могут охраняться авторским правом, поскольку они не являются субъектами права.

Вопрос о технических средствах как «субъектах авторского права» приобретает все большую актуальность, поскольку «искусственный интеллект» способен уже создавать художественные, музыкальные и литературные произведения.

Тем не менее, одним из основных аргументов «против» расширения круга субъектов авторского права является тот факт, что по своей природе технические средства являются объектами, а не субъектами права.

При таком обстоятельстве нельзя исключать авторских прав у лица, создавшего техническое устройство, способное на создание произведения, обладающего признаками объекта авторского права.

В целом, можно констатировать, что животные и технические средства не могут обладать авторскими правами, поскольку не являются субъектами права в целом и, соответственно, не обладают правосубъектностью.

Литература:

  1. Суханов Е. А. Российское гражданское право: учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. — М.: Статут, 2011. — 958 c.
  2. Гаврилов Э. П. Советское авторское право. Основные положения. Тенденции развития. — М.: Наука, 1984. — 222 с.
  3. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. — М.: ПБОЮЛ Гриженско Е. М., 2001. — 752 с.
  4. Гордон М. В. Советское авторское право. — М.: Госюриздат, 1955. — 230 с.
  5. Серебровский В. И. Вопросы советского авторского права. М.: Акад. наук СССР, 1956. — 283 с.
  6. Голощапов А. М., Рождественская К. Ю. Особенности наследования авторских прав. М.: Р. Валент, 2011. — 144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): автор произведения, лицо, произведение, творческая деятельность, автор, авторские, создание произведения, ГК РФ, действующее гражданское законодательство, физическое лицо.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *