Использование сотовой связи при сбыте наркотиков — не основание для квалификации сбыта как совершенного с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей

Использование сотовой связи при сбыте наркотиков — не основание для квалификации сбыта как совершенного с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей

Продолжим рассматривать такое понятие, как провокация незаконного сбыта наркотических средств и психотропных веществ.

В первой части данной статьи я показал на конкретном примере, как происходит классическая провокация, а теперь наша задача – разобраться в том, как доказать наличие этой провокации в действиях оперативных сотрудников.

Признаки провокации сбыта наркотиков и доказательства этих признаков

  • Отсутствие у оперативных сотрудников доказательств сбыта наркотиков
  • Для того чтобы оперативники в принципе могли произвести оперативно-розыскное мероприятие в виде проверочной закупки наркотических средств, они при получении информации о том, что кто-то занимается сбытом наркотиков, должны эту информацию проверить.
  • Только после того, как у них будут доказательства, подтверждающие, что действительно лицо сбывает наркотики, либо готовится к этому, можно проводить законные оперативные действия, которые оформляются соответствующими документами.
  • Естественно, как правило, никаких доказательств у сотрудников оперативных служб быть не может, поскольку они сами заставили задержанное лицо предлагать продать ему наркотики.

Чаще всего оперативные сотрудники просто пишут рапорт о том, что в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий им стало известно, что кто-то занимается сбытом. На основании этого рапорта и проводится проверочная закупка.

Составление лишь одного рапорта, не подтвержденного иными доказательствами, недостаточно для установления наличия в действиях лица признаков сбыта наркотиков.

На предварительном следствии и в судебном заседании оперативные сотрудники дают стандартные показания, из которых следует, что якобы у них имелась оперативная информация о том, что какое-то лицо (может быть, известно его имя, кличка или иные неподтвержденные сведения), которым впоследствии оказался подсудимый, занимается сбытом наркотиков.

В ходе судебного разбирательства защитник должен задать конкретный вопрос оперативникам – из какого источника они получили информацию о совершении подсудимым незаконного сбыта сбыта наркотических средств?

Ответ на этот вопрос всегда будет один и тот же: «Эти сведения засекречены». То есть свидетели по данным обстоятельствам ничего пояснить не смогут, ссылаясь на секретность этих обстоятельств.

Вместе с тем, согласно пп. 1 ч. 2 ст.

7 федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших.

Таким образом, речь идет именно о конкретных сведениях, которые не могут являться слухами или предположениями, а представляют собой информацию, исходящую из конкретного источника и подлежащую проверке посредством исследования или допроса этого источника.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 75 УПК РФ показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности, относятся к недопустимым доказательствам.

Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 настоящего Кодекса.

Таким образом, защитник должен настаивать на том, что показания оперативных сотрудников, которые не могут сослаться на источник своей осведомленности, являются недопустимыми доказательствами и не могут быть положены в основу обвинения.

Инициатива на передачу наркотика идет от покупателя, а не от продавца

При осуществлении сбыта как такового инициатива по реализации наркотических средств должна исходить от продавца, то есть продавец должен находить покупателя и предлагать ему наркотики, сам назначать встречи и т. д.

Таким образом, именно сбытчик должен осуществлять действия, направленные на то, чтобы продать кому-то наркотические средства.

В случае провокации сбыта инициатива по продаже наркотических средств исходит от покупателя, а не от продавца.

Покупатель звонит продавцу, встречается с ним, предлагает продать ему наркотик, упрашивает его, давит на жалость, возможно, угрожает, либо сулит за наркотики хорошую цену, то есть различными способами убеждает человека продать ему наркотические средства.

Доказывается данный факт следующим образом.

Защитник заявляет ходатайство об истребовании детализации телефонных соединений на номер своего подзащитного. Из детализации будут прослеживаться входящие звонки от закупщика наркотических средств, что будет свидетельствовать о том, что инициатива в приобретении наркотиков исходила от закупщика.

Обычно органы следствия не отказывают в удовлетворении такого ходатайства, а зачастую сами истребуют детализацию, так как считают ее доказательством сбыта. Ваша же задача будет трактовать этот документ как доказательство провокации сбыта.

  1. Также можно попытаться выяснить у оперативников в ходе допроса их в суде, каким образом закупщик оказался у них.
  2. В моей практике были случай, когда в ответ на этот вопрос оперативник сообщил, что закупщик «был приглашен для проведения с ним профилактической беседы».
  3. И хотя на самом деле эта профилактическая беседа представляла собой задержание будущего закупщика, из такого ответа все равно прямо усматривается, что инициатива в последующем сбыте наркотиков очевидно исходит именно от сотрудников полиции.

Кроме того, приглашайте своих свидетелей на следствие и в суд и ходатайствуйте об их допросе. Это могут быть знакомые, ставшие случайными свидетелями телефонных разговоров или встреч, на которых обсуждался вопрос о приобретении наркотиков. Они смогут подтвердить, что инициатором этих встреч и звонков был именно закупщик.

Сбыт наркотиков не мог бы произойти без активного участия сотрудников полиции.

  • Оперативниками искусственно создаются такие условия, которые в конечном итоге приводят непосредственно к факту продажи наркотических средств.
  • Если бы оперативные сотрудники не заставили зависимое от них лицо просить обладателя наркотиков продать наркотические средства, такого сбыта не произошло бы в принципе, поскольку никто изначально этому человеку наркотики продавать не собирался.
  • И вот тогда создаются такие искусственные условия сотрудниками полиции, которые в конечном итоге приводят непосредственно к продаже наркотических средств.

Это является провокацией и нарушением закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

О таких фактах неоднократно говорили Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд Российской Федерации, а также Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Доказывание провокации крайне затруднительно в условиях современного российского судопроизводства. Тем не менее если провокация имеет место, необходимо настаивать на ее наличии и обосновывать свои доводы.

Если суды первой и апелляционной инстанции не пойдут вам навстречу, обращайтесь в ЕСПЧ, который давно наработал обширную положительную практику по данному вопросу.

При установлении факта провокации уголовная ответственность за незаконный сбыт наркотиков не наступает.

Может возникать ответственность за хранение того объема наркотиков, который был продан, но разница между хранением и сбытом очень значительна.

Даже если мы возьмем первую часть хранения, то максимальное наказание по этой статье установлено до 3 лет лишения свободы, и чаще всего это условный срок. Если же возьмем первую часть статьи за сбыт, то это от 4 до 8 лет лишения свободы, и условный срок в этом случае под большим вопросом.

Поэтому обвиняемому, оказавшемуся в такой ситуации, есть за что бороться. Несмотря на то что суд в большинстве случаев соглашается с позицией обвинения, всегда остается шанс если и не доказать провокацию в первой инстанции, то хотя бы существенно смягчить себе наказание, что может стать неким компромиссом со стороны разумного и опытного судьи.

В следующей статье я расскажу о том, как доказать незаконное хранение наркотиков (ст. 228 УК РФ), если органы следствия обвиняют в покушении на незаконный сбыт наркотических средств (ст. 228.1, ч. 3 ст. 30 УК РФ).

Сайт автора статьи:Подробнее ➤

Незаконный сбыт наркотических средств с использованием телекоммуникационных сетей и устройств

Чистанов Т.О.

Аспирант, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Незаконный сбыт наркотических средств с использованием телекоммуникационных сетей и устройств

         Аннотация

Рассмотрены основные проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств с использованием телекоммуникационных сетей и устройств в современной России.

Целью исследования является рассмотрение поставленной проблемы и предложение эффективных мер противодействия незаконному обороту наркотиков, совершенному с использованием современных телекоммуникационных технологий.

В результате проведенного исследования, были предложены меры борьбы путем внесения изменений в уголовное законодательство и создания специальных условий для правоохранительных органов.

Ключевые слова: незаконный оборот наркотиков, информационно-телекоммуникационные сети, Интернет, преступное сообщество, мобильные приложения.

Chistanov T.О.

Graduate, Khakas State University name of N.F. Katanov

ILLEGAL SALE OF NARCOTICS THE USE OF TELLECOMMUNICATION NETWORKS AND DEVICES

Abstract

The main problems related to drug trafficking with the use of telecommunication networks and devices in modern Russia.

The aim of the study is to examine the proposal of the problem and effective measures against illicit drug trafficking, committed with the use of modern telecommunications technology.

As a result of the study, it was proposed control measures by amending the criminal law and the establishment of special conditions for law enforcement.

Keywords: drug trafficking, information and telecommunications networks, the Internet, the criminal community, mobile applications.

В России, как и во всем мире, проблема незаконного оборота наркотиков стоит на особом контроле у государства. Но борьба с наркотиками ведется с переменным успехом и на сегодняшний день не в пользу правоохранительных органов.

Как отмечается в Указе Президента РФ «О стратегии национальной безопасности РФ», к основным источникам угроз национальной безопасности относится «деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

[4] Таким образом, борьба с незаконным оборотом наркотиков отнесена к приоритетным направлениям деятельности государства.

С каждым годом все интенсивнее усиливается влияние научно-технического прогресса на повседневную жизнь граждан, особенно это проявляется в развитии информационно-телекоммуникационных сетей, различных мобильных приложений, появлении нового программного обеспечения и т.д.

Это улучшает качество жизни, но в то же время и повышает эффективность в незаконной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Читайте также:  2 родные дочери вступают в октябре в наследство 3х комнатной квартиры. Может ли одна сторона подарить свою долю другой стороне без ее согласия на это?

  Доступ к наркотикам значительно упрощен, любой человек, умеющий пользоваться компьютером, имеет возможность приобрести самые разные виды наркотиков не обладая при этом специальными знаниями и связями в преступной среде. Таким образом, под угрозой находятся не только наркоманы со стажем, но и подростки, решившие попробовать наркотики впервые.

Человек, стремящийся к получению легких денег, может с легкостью вступить в ряды преступников. На сегодняшний день лицо накродилера существенно изменилось, как правило, он представляет собой высокообразованного молодого человека, обладающего широкими познаниями в информационно-телекоммуникационной сфере, ранее не судимого.

Актуальность исследования подтверждается все более участившимися случаями незаконного оборота наркотиков с использованием телекоммуникационной сети Интернет и различных мобильных приложений, позволяющим преступникам в несколько раз увеличить объемы оборота и при этом оставаться вне поля зрения правоохранительных органов. Современные технологии позволяют организовывать незаконный оборот наркотиков на международном, федеральном и межрегиональном уровнях, поэтому организованный характер преступной деятельности в данной сфере осуществляется, как правило, в формах транснациональных организаций и межрегиональных преступных сообществ.

В соответствии с российским законодательством, сбыт наркотических средств, совершенный организованной группой с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей является квалифицирующим признаком в соответствии с п. Б ч. 2 и п. А ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, относится к категории особо тяжких преступлений. [3]

В настоящее время незаконный оборот наркотиков посредством сети Интернет совершается четко продуманными схемами преступной деятельности. Уровень профессионализма участников растет с каждым днем. Современные технологии позволяют полностью исключить встречу фигурантов сделки, а тем более с организатором, обеспечив тем самым бесконтактный способ распространения наркотиков.

В связи с этим усложняется процесс проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, направленных на выявление фактов незаконного оборота наркотиков.

Как правило, при таких схемах удается поймать и привлечь к уголовной ответственности лишь рядовых участников преступных групп – курьеров и закладчиков, а выявить организаторов на сегодняшний день практически невозможно, что обусловлено использованием участниками современных телекоммуникационных технологий и соблюдением мер конспирации, использования зашифрованных сетевых ресурсов, псевдонимов и кодовых слов. Например, классический  способ сбыта наркотических средств на сегодня осуществляется путем оставления их в тайниках, так называемых «закладках», подразумевающий под собой организацию бесконтактного сбыта, когда координация действиями и обмен информацией соучастниками, а также с заказчиком осуществляется посредством телекоммуникационных сетей и мобильных приложений, таких как Telegram, Viber, WhatsApp, Jabber и т.д. Преступные сообщества, создаваемые с целью сбыта наркотических средств, посредством сети Интернет отличаются следующими ролями его участников:

  • Организатор — осуществляет руководство (координирующие функции) преступным сообществом по приобретению, производству, фасовке, сбыту наркотических средств, распределяет доходы, обеспечивает функционирование сетевых ресурсов сбыта, платежных инструментов.
  • Диспетчер — осуществляет функции приема заказов, передает информацию закладчикам и курьерам, информирует заказчиков о местонахождении тайников (закладок).
  • Специалист (хакер) — осуществляет функции по технической организации деятельности сетевых ресурсов преступного сообщества, обеспечивает меры конспирации его участников в сети Интернет и мобильных приложениях связи, а также при получении доходов на электронные и банковские счета.
  • Вербовщик — осуществляет функции по отысканию и вовлечению в преступную деятельность сообщества новых участников, как правило курьеров и закладчиков.
  • Курьер — осуществляет функции по фасовке, транспортировке наркотических средств и передачи их закладчику небольшими партиями.
  • Закладчик — осуществляет функции по созданию тайников «закладок» для заказчика и передает информацию диспетчеру.

Специфика иерархического построения данных преступных сообществ в большинстве случаев исключает личное знакомство его участников, а именно низших звеньев (курьер и закладчик) более высоких участников преступного сообщества.

Использование сетевых ресурсов позволяет членам сообщества находиться на больших расстояниях друг от друга, в том числе и в разных странах, что, усложняет деятельность правоохранительных органов по установлению высших звеньев преступных сообществ в данной сфере.

В виду сложившейся сложной ситуации в сфере незаконного оборота наркотических средств необходимо предпринимать меры по контролю за деятельностью интернет-сервисов в сфере телекоммуникаций (Viber, WhatsApp, Telegram, Jabber и т.д.).

Во всем мире разработчики мобильных приложений в сфере телекоммуникаций следуют современным тенденциям защиты передаваемой информации, сохранения приватности и невозможности попадания информации в публичный доступ.

Правоохранительные органы не имеют возможности отслеживать координационные указания организаторов незаконного оборота, в свою очередь это затрудняет получение информации, которая на стадии предварительного и судебного следствия могла бы стать ключевым доказательством причастности лиц к преступной деятельности.

Например, разработчики мессенджера WhatsApp используют технологию сквозного шифрования, которая не позволяет никому другому, включая компанию WhatsApp, прочитать отправленные сообщения. Еще более мощные алгоритмы защиты информации используются в мессенджере Telegram.

Кроме шифрования мессенджер Telegram имеет функцию «секретного чата», сообщения в котором удаляются автоматически в зависимости от времени, установленного пользователем, на серверах Telegram переписка тоже не сохраняется. Таким образом, информация, передаваемая между соучастниками незаконного оборота наркотиков надежно защищена и недоступна для правоохранительных органов.

Примером судебной практики, является приговор Кировского районного суда г. Омска, в соответствии с которым гр-н К.

осужден за приготовление к незаконному сбыту наркотических средств, совершенное с использованием сети Интернет, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере, вступив для этого в предварительный сговор с неустановленным лицом, занимающимся организацией незаконного сбыта наркотических средств посредством сети Интернет. [1] Исходя из установленных судом обстоятельств, гр-н К. работал «закладчиком» в составе организованной группы, все инструкции получал посредством сети Интернет от неустановленного лица, использующего псевдоним «Марк». Денежные средства за проделанную работу неустановленное лицо переводило посредством сети Интернет на QIWI-кошелек гр-на К. Таким образом, доказана причастность только закладчика, личность организатора не установлена.

Существует множество сайтов и страниц в социальных сетях, занимающихся продажей курительных смесей «Спайсов», синтетических наркотиков, так называемых «Соль», «Шоколад», различных реагентов и т. д., оборот которых запрещен на территории России.

Правоохранительными органами предпринимаются меры по борьбе с такой формой сбыта, но зачастую, возникает множество трудностей. Основной из которых является контроль всех Интернет-ресурсов, занимающихся распространением наркотиков. Сотрудники МВД выявили около 9,5 тыс.

интернет-сайтов, через которые преступные группы могли распространять наркотики, сообщил руководитель Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД России Андрей Храпов. [5]

Одной из мер борьбы с распространением наркотиков в интернете является внесение вышеуказанных сайтов в реестр запрещенных Интернет-ресурсов. В свою очередь, создание сайта по распространению наркотиков не требует большого количества денежных средств и времени, поэтому с каждым днем появляются новые и потребуется немало времени для того, чтобы выявить их существование.

В соответствии с руководящим положением №16 «Руководства для правительств по предупреждению незаконной торговли через Интернет веществами, находящимися под международным контролем» Международный комитет по контролю над наркотиками «рекомендует правительствам постараться собрать информацию о незаконном обороте наркотиков через Интернет, в том числе о незаконной торговле веществами, находящимися под международным контролем, и рассмотреть возможность создания соответствующих органов по контролю, таких как группы кибер патрулирования». [2]

В целях противодействия сбыту наркотических средств посредством сети Интернет и мобильных приложений связи необходим комплекс мер по оптимизации законодательства с учетом современных способов осуществления организованной преступной деятельности в данной сфере. Необходимо совершенствовать законодательство и усиливать контроль за его соблюдением в сфере телекоммуникационных сетей и мобильных приложений.

В первую очередь, в России необходимо изменить процедуры по созданию Интернет-ресурсов, а именно исключить такую возможность без регистрации достоверных персональных данных, что позволило бы правоохранительным органам идентифицировать личности преступников. В целом, это позволит исключить возможность создания анонимных сайтов, соединений, чатов и т. д., которые могут использоваться с целью незаконного оборота наркотиков.

Кроме этого, на международном уровне необходимо упростить процедуры межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов, так как зачастую в преступных целях используются Интернет-ресурсы, находящиеся на территории других государств (США, страны Европы, Китай и т.д.).

Крупные преступные организации по незаконному обороту наркотиков с использованием телекоммуникационных сетей, в своем большинстве носят транснациональный  характер, вследствие этого возникают проблемы территориальной юрисдикции государств, в лице правоохранительных органов, по расследованию преступлений данной категории. Целесообразно создание межгосударственных комиссий по обмену значимой информацией и дальнейшему расследованию в отношении каждой, вновь выявленной преступной организации, осуществляющей незаконный оборот наркотиков, на территории данных государств.

Целесообразно создание подразделений кибер – патрулирования в системе органов МВД, с привлечением специалистов высочайшего уровня, для выявления и пресечения деятельности по незаконному обороту наркотиков в сети Интернет, анализа текущего состояния нарко – преступности в киберпространстве, идентификации лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков с использованием сети Интернет, путем отслеживания подозрительных денежных потоков и крипто валюты, а также почтовых и электронных отправлений, выявления международного нарко -трафика. Кроме этого, уместна имплементация международного опыта борьбы по подрыву экономических основ нарко – преступности, а именно осуществление кибер атак на Интернет-ресурсы, осуществляющие незаконный оборот наркотиков, арест электронных счетов преступников, блокировка их серверов и т.д.

Таким образом, проблема незаконного сбыта наркотических средств с использованием телекоммуникационных сетей и устройств, требует деликатного и оперативного решения на законодательном уровне, разработки специальных методик выявления преступных организаций в данной сфере. Кроме этого, необходимо развивать международное сотрудничество по борьбе с транснациональными  нарко – организациями.

Список литературы / References

Читайте также:  Особенности правовой охраны коммерческого обозначения

Квалификация сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (Мальков С., Винокуров В.)

Дата размещения статьи: 16.12.2014

Федеральным законом от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 228.1 УК РФ дополнена квалифицирующим признаком сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет).Согласно п.

13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г.

N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать любые способы их возмездной либо безвозмездной передачи другим лицам (продажу, дарение, обмен, уплату долга, дачу взаймы и т.д.), а также иные способы реализации, например путем введения инъекций.Под электронной связью, основанной на использовании электронных приборов и устройств, принцип действия которых базируется на взаимодействии заряженных частиц с электромагнитными полями и используется для преобразования электромагнитной энергии, понимается технология передачи информации из одного места в другое в виде электрических сигналов, посылаемых по проводам, кабелю, оптоволоконным линиям или без направляющих линий (например, радиоволны). Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Постановлению Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. N 575 «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи» информационно-телекоммуникационная сеть — это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. В названном Постановлении Правительства под телематическим электронным сообщением понимается одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом. Соответственно электронной или информационно-телекоммуникационной является сеть, предназначенная для передачи и получения информации посредством проводных и сотовых телефонов, радиостанций, компьютеров и электронных терминалов перевода денежных средств.При дистанционном сбыте наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов электронные или информационно-телекоммуникационные сети (включая сеть Интернет) могут быть использованы для: 1) их рекламы и предложения сбыта; 2) получения информации об оплате за их приобретение; 3) указания места (тайника), где они находятся, с которого приобретатель может их забрать.Рассмотрим, как следует квалифицировать указанные действия.1. Рекламу и предложение сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, посредством размещения на сайтах, рассылки СМС-сообщений, передачи информации по телефону о возможности предоставить указанные средства следует квалифицировать как подготовительную стадию к их сбыту . Для этого необходимо установить у лица, сообщившего подобную информацию, прямой умысел на их сбыт и совершение им таких направленных на реализацию умысла действий, как приобретение наркотических средств, их расфасовка, удобная для сбыта. В данном случае передачи другим лицам наркотических средств не происходит, лицо не выполняет действий, составляющих объективную сторону преступления.——————————— Действия, совершенные на подготовительной стадии, будут квалифицированы как приготовление к совершению преступления, если лицу по независящим от него обстоятельствам не удастся довести свой умысел до конца.При этом указанный квалифицирующий признак не может быть вменен, поскольку передача наркотических средств возможна и при непосредственном контакте приобретателя и сбытчика. Так, лицо не может быть осуждено за приготовление к убийству общеопасным способом только лишь на том основании, что у него при задержании изъяли гранату, используя которую он собирался взорвать жертву, поскольку в процессе убийства виновный может и не создать угрозы для жизни и здоровья других людей.Если же лицо, получив посредством электронной системы заказ на приобретение наркотических средств, направляется с наркотическими средствами к месту расположения тайника для размещения их в этом тайнике, чтобы затем сообщить через систему Интернет приобретателю информацию об их нахождении, и лицо задерживают при передвижении к тайнику (но не при закладке наркотиков в тайник, что уже входит в объективную сторону сбыта) ему следует вменять приготовление к сбыту наркотических средств с использованием сети Интернет.У Сажиной, не употреблявшей наркотические средства и задержанной во время ночной поездки на такси по городу, были изъяты наркотические средства в удобной для сбыта расфасовке, а в операционных системах системного блока ее компьютера обнаружены следы переписки его пользователя, содержащего информацию о распространении наркотических средств, в том числе адреса закладок. Апелляционным определением Судебной коллеги по уголовным делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2013 г. N 50-АПУ13-26 РФ Сажина признана виновной в приготовлении к незаконному сбыту наркотических средств в крупном размере с использованием сети Интернет.2. Получение информации об оплате за приобретение наркотических средств, психотропных веществ или по электронным или информационно-телекоммуникационным сетям (включая сеть Интернет). Поскольку при дистанционном сбыте наркотических средств сбытчик первоначально получает сообщение о произведенной оплате посредством электронной связи, например, СМС-сообщение о том, что на его счет поступила определенная сумма, и только затем указывает место, где расположен тайник, в котором находятся наркотические средства, такие действия, если они были пресечены, следует квалифицировать как покушение на сбыт наркотических средств с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) (ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ), так как виновный уже начал выполнять объективную сторону сбыта, т.е. начал отчуждение, выразившееся в размещении наркотических средств в тайнике.3. Сообщение приобретателю, оплатившему наркотические средства, места (тайника), где они находятся, посредством проводного или мобильного телефона, СМС-сообщения, сообщения по электронной почте, если приобретателя задержали в момент, когда он забирал наркотические средства из тайника, следует квалифицировать как покушение на сбыт (ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ). Это положение базируется на том, что сбыт наркотических средств и психотропных веществ окончен с момента получения их другими лицами . В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г.

N 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» передачу наркотических средств, осуществляемую в ходе проведения проверочной закупки, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 30 и соответствующей ст. 228.1 УК РФ, поскольку в этих случаях происходит изъятие наркотического средства из незаконного оборота.——————————— Майоров А., Малинин В.Б. Наркотики: преступность и преступление. СПб., 2002. С. 146; Курченко В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. СПб., 2003. С. 240.Следовательно, если информация о возможности приобретения наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов была размещена на сайте, передана посредством электронного сообщения, а также место встречи для их передачи было оговорено посредством проводного, сотового телефона или радиостанции, электронной почты, а их передача осуществлялась при непосредственном контакте сбытчика и приобретателя, то такой квалифицирующий признак, как сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), отсутствует.Учитывая, что объективная сторона сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов выполняется с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), то пресечение размещения наркотических средств в тайнике следует квалифицировать как покушение на сбыт наркотических средств с использованием электронной или телекоммуникационной системы.

  • Указание приобретателю местонахождения тайника, где находятся наркотические средства, используя проводные и сотовые телефоны, радиостанции для передачи вербальной информации и СМС-сообщения, компьютеры для передачи сообщений по электронной почте, связи Skype, следует квалифицировать как оконченный сбыт наркотических средств с использованием электронной или информационно-телекоммуникационной системы.
  • Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
  • Вернуться на предыдущую страницу



Последние новости

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область+7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область+7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.Работаем без выходных

12 августа 2021 г.Проект Федерального закона № 1230880-7 «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»

Целью законопроекта является ликвидация основных правовых коллизий и препятствий для нормальной работы народных предприятий. Вносимые изменения должны устранить ряд правовых неточностей, уточнить ряд положений и норм данного закона, а также снять искусственные ограничения по созданию акционерных обществ работников (народных предприятий)

6 августа 2021 г.Проект Федерального закона № 1227922-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Целью законопроекта является совершенствование законодательства РФ в области внеуличного транспорта.

Предлагаемые законопроектом нормы об установлении перевозчиками нерегулируемых тарифов относятся к видам внеуличного транспорта, фактически не субсидируемых субъектами РФ (канатные дороги, фуникулеры) и не приведут к ухудшению уровня транспортного обслуживания или снижению ценовой доступности перевозок пассажиров и багажа метрополитеном.

28 июля 2021 г.Проект Федерального закона № 1223203-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект предусматривает создание публично-правовой компании «Фонд развития территорий» путем реорганизации Фонда ЖКХ и Фонда защиты прав дольщиков с одновременным сочетанием их слияния и преобразования Фонда ЖКХ. При этом Фонд развития территорий будет являться правопреемником указанных организаций и осуществлять функции, исполняемые в настоящее время Фондом ЖКХ и Фондом защиты прав дольщиков.

23 июля 2021 г.Проект Федерального закона № 1219898-7 «О внесении изменений в статьи 8 и 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Читайте также:  Субъекты авторского права

В частности, законопроектом предлагается внести изменения в ст.

14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в соответствии с которыми предлагается сохранить существующий трехгодичный срок ограничения на получение поддержки при нарушении субъектами МСП порядка и условий оказания поддержки, связанных с нецелевым использованием средств поддержки или представлением недостоверных (ложных) сведений и документов.

19 июля 2021 г.Проект Федерального закона № 1217297-7 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции»

Целью законопроекта является установление в отношении должников-граждан запрета на наложение ареста и изъятие принадлежащего им  движимого имущества по 31 декабря 2022 года включительно. Его принятие позволит в условиях продолжения распространения новой коронавирусной инфекции поддержать должников-граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Доходы иностранных компаний: особенности применения преференций налоговыми агентами (Галочкина А.Б.)

Возможности применения сети интернет в расследовании преступлений: тактические и правовые аспекты

С появлением информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» организованные преступные группы и отдельные лица, совершающие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, стали активно использовать широкие возможности интернета.

Их исследованию посвящена данная работа.

С появлением информационно — телекоммуникационной сети «Интернет» организованные преступные группы и отдельные лица, совершающие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, стали активно использовать широкие возможности интернета.

Если в начале 2000 годов преступники в основном использовали Интернет для получения информации о наркотиках, способах их изготовления, то уже после 2010 года Интернет стал использоваться как информационная площадка, а как способ коммуникативного взаимодействия, что позволяет преступникам осуществлять приобретение наркотических средств, их распространение безконтактным способом. Кроме того, стали активно использоваться возможности Интернета и электронных платежных систем для получения денежных средств от покупателя за приобретаемые наркотические средства. При этом электронные счета, банковские карты, платежные карты оформляются на подставных лиц, что после проведения платежей через несколько счетов позволяет скрыть как источники получения преступных доходов, так и лиц их получающих.

Одновременно нужно отметить, что с появлением средств электронных коммуникаций получили развитие курьерские и почтовые службы, деятельность которых по пересылке и доставке почтовых отправлений в силу объективных причин фактически не может контролироваться правоохранительными органами в достаточном объеме.

В результате в настоящее время любое причастное к наркобизнесу лицо может после виртуальной переписки посредством сети Интернет заказать, в том числе и из-за рубежа, партию наркотических средств, получив ее в международном почтовом отправлении, и использовать ее в целях дальнейшего потребления или сбыта бесконтактным способом. Основное преимущество такой формы приобретения наркотиков – это минимальный риск разоблачения преступной деятельности, так как лицо не перемещает непосредственно физически наркотическое средство через границу, а при заказе наркотика и внесении за него платы преступник действует завуалировано, не индивидуализируя себя.

Незаконный сбыт наркотических средств через сеть Интернет также совершается в условиях высокой степени консперации, позволяя наркосбытчику при минимальном риске разоблачения своей преступной деятельности длительное время распространять наркотики.

Данная схема совершения преступлений особенно характерна для синтетических наркотиков, получивших большое распространение в России с 2010 года.

Если способы приобретения и сбыта наркотических средств опийного или каннабисного ряда (на основе конопли) на протяжении многих лет не претерпели особых изменений, то незаконный оборот синтетических наркотических средств осуществляется в настоящее время преимущественно виртуально, что делает данные преступления латентными и труднодоказуемыми для правоохранительных органов.

Фактически без подробных признательных показаний подозреваемых (обвиняемых) доказать признаки таких бесконтактных наркопреступлений, а также установить вину всех лиц, причастных к совершению данных преступлений, крайне затруднительно.

В то же время российскими правоохранительными органами наработана практика, позволяющая выявить не только лиц, непосредственно осуществляющих закладки наркотиков в тайники, но и организаторов данных преступлений и самую важную роль как в установлении, так и в доказывании вины участников преступных групп играет поиск и фиксация информации в сети Интернет. Для раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и их сбыта, осуществляемого бесконтактным способом, необходимо осуществлять оперативную и следственную работу в нескольких направлениях:

  1. получение информации об используемых Интернет-ресурсах, социальных сетях, через которые осуществляется общение с непосредственными покупателями наркотиков, т.е. нужно установить сайты, аккаунты, через которые идет рапространение наркотиков (или куда могут обратиться покупатели с целью приобретения наркотиков);
  2. получив данные об используемых сайтах, аккаунтах, необходимо попытаться установить виды и место нахождения, используемых преступниками средств передачи информации, их ip- адреса;
  3. установить используемые для продажи наркотических средств электронные платежные системы, номера счетов, банковских карт с целью получения данных о движении денежных средств по счетам и их использования преступниками;
  4. обладая данными о коде почтового отправления, полученными с использованием специального информационного ресурса, можно отследить перемещения почтовых отправлений, в которых имеются наркотические средства;
  5. использование сети Интернет, социальных сетей для установления лиц, причастных к совершению преступлений, их контактов, родственников, друзей, местонахождения и перемещения, материального положения, наличия автотранспорта, недвижимости, а также средств и орудий, используемых для совершения преступлений, тайников с наркотиками, помещений, используемых в преступных целях;
  6. использование информационных массивов, в том числе государственных органов, для установления данных о личности виновных, их причастности к иным преступлениям и административным правонарушениям, отслеживание их местонахождения (например, по данным о проведении платежей или снятии денежных средств в терминалах, с последующим получением видеозаписей) и их перемещении.

Теперь остановимся более подробно на поиске информации в сети Интернет, а также использовании общедоступных и поисковых средств при расследовании преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.

Получив информацию о сайте и программе, в которой идет общение (скайп, вайбер и т.д.), используемом наркосбытчиками для общения с покупателями необходимо попытаться установить IP-адрес компьютера, его местонахождение и установить его владельца.

При положительном исходе возможно в установленном законом порядке поставить на контроль общение, контакты подозреваемого. Однако в действительности в ходе расследования преступлений о бесконтактном сбыте наркотических средств установить таким образом преступников получается редко.

Это обусловлено тем, что у правоохранительных органов невсегда есть технические и программные возможности для контроля и получения информации о контактах, переговорах в новых социальных сетях. Также сложно установить IP – адрес компьютера, а сайту может быть присвоено любое вымышленное имя (или название).

Поэтому невозможно установить по названию сайта лицо, которое им владеет или пользуется, а также местонахождение данного лица.

Учитывая данные особенности совершения преступлений с использованием сети Интернет, наиболее эффективным способом установления лиц, причастных к совершению наркопреступлений, является получение информации о движении денежных средств, полученных от покупателей наркотиков и их использовании преступниками.

Обязательным элементом совершения преступлений бесконтактным способом является схема, при которой наркосбытчик указывает покупателю на какой счет следует перевести денежные средства и только после получения данных о зачислении денежных средств на указанный счет наркосбытчик предоставляет информацию о местонахождении тайников с наркотическими средствами. Не смотря на то, что счета, платежные карты, электронные кошельки открываются и регистрируются, как правило, на подставных лиц, можно отследить цепочку перечислений денежных средств и, в конечном итоге, выйти на реальных получателей денежных средств, которые могут либо самостоятельно снять данные денежные средства, либо оплатить ими услуги, кредиты, товары и т.п., что позволяет доказать их причастность к совершению преступления. Учитывая, что любое движение денежных средств фиксируется финансово-кредитными организациями, то это позволяет получить необходимые документы для использования их в качестве доказательств по делам и через длительный период времени после совершения преступления.

Поскольку любое наркопреступление совершается с целью получения незаконного дохода, использование данных о зачислении денежных средств позволяет определить реальный размах преступной деятельности, доход, полученный от сбыта наркотиков, место и время совершения преступлений, лиц, преобретающих наркотические средства, которые в последующем могут свидетельствовать о преступной деятельности лиц, осуществляющих продажу наркотиков.

Одним из общедоступных средств поиска преступников и следов преступления является возможности с использованием сети Интернет отследить данные о перемещении почтовых отправлений, в которых могут находиться наркотические средства.

Так, в целях установления круга лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, сотрудники правоохранительных органов могут получить информацию о коде почтового отправления и на соответствующем сайте отслеживать движение посылки для последующего пресечения преступления и задержания виновных с поличным.

В настоящее время сеть Интернет и различные программы позволяют отслеживать местонахождение и передвижение как самих преступников, так и маршруты движения автотранспорта, на котором они передвигались. Данная информация, задокументированная в установленном порядке, позволяет проверить версии о времени и местонахождении лиц в момент совершения преступления.

Кроме того, при наличии у правоохранительных органов данных о личности подозреваемых могут быть использованы различные информационные ресурсы, в которых фиксируются, например, паспортные данные этих лиц и т.п. Это позволяет установить не только время и маршруты передвижения, но и сопровождающих лиц, которые также могут быть причастны к совершению преступления.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *