Содержание субъективного авторского права

Авторы: Г. К. Дмитриева, Е. Э. Чуковская

А́ВТОРСКОЕ ПРА́ВО, раз­дел граж­дан­ского пра­ва, ре­гу­ли­рую­щий от­но­ше­ния, свя­зан­ные с соз­да­ни­ем и ис­поль­зо­ва­ни­ем про­из­ве­де­ний ли­те­ра­ту­ры, нау­ки и ис­кус­ст­ва, т. е. ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти; один из ви­дов т. н.

прав интеллектуальной собственности, или ис­клю­чи­тель­ных прав. А. п.

определяет пра­ва ав­то­ра про­из­ве­де­ния, его пра­во­пре­ем­ни­ков, ос­но­ва­ния воз­ник­но­ве­ния и по­ря­док осу­ще­ст­в­ле­ния субъ­ек­тив­ных ав­тор­ских прав, их за­щи­ту от на­руше­ний, ба­зи­рую­щие­ся на них обя­за­тель­ст­вен­ные от­но­ше­ния.

За­ко­но­да­тель­ст­во об А. п. ста­ло фор­ми­ро­вать­ся по­сле изо­бре­те­ния в 15 в. И. Гу­тен­бер­гом пе­чат­но­го стан­ка, од­на­ко пер­вые нор­мы за­креп­ля­ли ис­клю­читель­но пра­ва из­да­те­лей и за­щи­щали их от не­доб­ро­со­ве­ст­ной кон­ку­рен­ции.

С раз­ви­ти­ем кни­го­из­да­ния и кни­го­тор­гов­ли ав­то­ры до­би­лись за­щи­ты сво­их ин­те­ре­сов. Пер­вый из­ве­ст­ный за­кон в этой сфе­ре – Ста­тут ко­ро­ле­вы Ан­ны (1710, Ве­ли­ко­бри­та­ния). В 18–19 вв. боль­шин­ст­во ев­роп.

стран при­ня­ли соб­ст­вен­ное ав­тор­ское за­ко­но­да­тель­ст­во. Осо­бен­но­стью воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия А. п. в Рос­сии яв­ля­лась его тес­ная связь с цен­зур­ным за­ко­но­да­тель­ст­вом. Пер­вый за­кон, за­кре­пив­ший пра­ва ав­то­ров на ис­поль­зо­ва­ние лит.

про­из­ве­де­ний, по­явил­ся в 1828 в ка­че­ст­ве спец. гла­вы Цен­зур­но­го ус­та­ва.

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва сло­жи­лось два основных под­хо­да к сущ­но­сти А. п. – кон­ти­нен­таль­ный (droit d’au­te­ur) и ан­гло­сак­сон­ский (co­py­right).

Для пер­во­го ха­рак­тер­но при­зна­ние лич­но­го ха­рак­те­ра ав­тор­ских прав, что вы­ра­жа­ет­ся в на­ли­чии ши­ро­ко­го спек­тра не­иму­ще­ст­вен­ных прав, а так­же в от­сут­ст­вии тре­бо­ва­ния со­блю­де­ния фор­маль­но­стей для воз­ник­но­ве­ния ох­ра­ны про­из­ве­де­ния; вто­рой ори­ен­ти­ро­ван на ком­мерч. ис­поль­зо­ва­ние ре­зуль­та­та творч. тру­да, при­зна­ние прав на не­го не толь­ко у его соз­да­те­ля, но и у лиц, ока­зав­ших ав­то­ру тех­нич., ор­га­ни­зац. и фи­нан­со­вое со­дей­ст­вие, а так­же за­ви­си­мость пре­до­став­ле­ния ох­ра­ны про­из­ве­де­ния от вы­пол­не­ния фор­маль­но­стей (ре­ги­ст­ра­ции про­из­ве­де­ния, де­по­ни­ро­ва­ния его эк­зем­п­ля­ров в спец. ор­га­ни­за­ци­ях и пр.).

Авторское право в России

Кон­сти­ту­ция РФ от­но­сит при­ня­тие норм А. п. к ком­пе­тен­ции Фе­де­ра­ции. В Рос­сии дей­ст­ву­ет За­кон «Об ав­тор­ском пра­ве и смеж­ных пра­вах» 1993 (в ред. 2004).

К объ­ек­там, ох­ра­няе­мым А. п., от­носят­ся су­ще­ст­вую­щие в объ­ек­тив­ной фор­ме (даю­щей воз­мож­ность вос­при­ятия треть­и­ми ли­ца­ми) про­из­ве­де­ния нау­ки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва, яв­ляю­щие­ся ре­зуль­та­том творч. дея­тель­но­сти, не­за­ви­си­мо от на­зна­че­ния, дос­то­инств, спо­со­ба вы­ра­же­ния, а так­же от об­на­ро­до­ва­ния про­из­ве­де­ния.

Ох­ра­на пре­до­став­ля­ет­ся не толь­ко «тра­ди­ци­он­ным» про­из­ве­де­ни­ям (лит., дра­ма­тич., аудио­ви­зу­аль­ным, муз., муз.-дра­ма­ти­че­ским; про­из­ве­де­ни­ям изоб­ра­зит. иск-ва и т. п.), но и про­из­вод­ным (пе­ре­во­ды, аран­жиров­ки, ин­сце­ни­ров­ки, ре­фе­ра­ты, ре­зю­ме и т. п.) и со­став­ным (ан­то­ло­гии, эн­цик­ло­пе­дии, ком­пи­ля­ции и т. п.

) про­из­ве­де­ни­ям не­за­ви­си­мо от то­го, ох­ра­ня­ют­ся ли про­из­ве­де­ния, лёг­шие в ос­но­ву со­став­ных и про­из­вод­ных ре­зуль­та­тов творч. дея­тель­но­сти. За­кон со­дер­жит лишь при­мер­ный пе­ре­чень ви­дов объ­ек­тов А. п. (сре­ди них – про­грам­мы для ЭВМ и ба­зы дан­ных); он пол­но пе­ре­чис­ля­ет толь­ко ви­ды произ­ве­де­ний, не ох­ра­няе­мых А. п.

(про­из­ве­де­ния народ­ного твор­че­ст­ва, офиц. до­ку­мен­ты, гос. сим­во­лы и зна­ки, ин­фор­мац. со­об­ще­ния). А. п. не рас­про­ст­ра­ня­ет­ся на идеи, прин­ци­пы, си­сте­мы, спо­со­бы, ме­то­ды, кон­цеп­ции, от­кры­тия и фак­ты, ко­то­рые мо­гут ох­ра­нять­ся при по­мо­щи норм па­тен­т­но­го пра­ва или иных от­рас­лей.

Ох­ра­на не тре­бу­ет оформ­ле­ния или со­блюде­ния к.-л. фор­маль­но­стей.

Пер­во­на­чаль­ным субъ­ек­том А. п. яв­ля­ет­ся автор – фи­зич. ли­цо, творч. трудом ко­то­ро­го про­из­ве­де­ние соз­да­но: толь­ко ему пре­дос­тав­ля­ет­ся пол­ный объ­ём прав. Юри­дич. ли­цо не мо­жет быть ав­то­ром. Ес­ли про­из­ве­де­ние соз­да­но со­вме­ст­ным творч.

тру­дом не­сколь­ких лиц, они яв­ля­ют­ся со­ав­то­ра­ми; им со­вме­ст­но при­над­ле­жат ав­тор­ские пра­ва на про­из­ве­де­ние в це­лом, а их взаи­мо­от­но­ше­ния мо­гут оп­ре­де­лять­ся со­гла­ше­ни­ем ме­ж­ду ни­ми.

Пра­ва со­ав­то­ров раз­ли­ча­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от то­го, об­ра­зу­ет ли про­из­ве­де­ние не­раз­рыв­ное це­лое или со­сто­ит из час­тей, ка­ж­дая из ко­то­рых мо­жет быть ис­поль­зо­ва­на са­мо­стоя­тель­но. К субъ­ек­там А. п. от­но­сят­ся так­же пра­во­пре­ем­ни­ки ав­то­ра, в т. ч. по ав­тор­ско­му до­го­во­ру (ими мо­гут быть и юри­дич.

ли­ца); к ним пе­ре­хо­дит толь­ко часть прав автора – иму­ще­ст­вен­ные пра­ва. Субъ­ек­та­ми А. п. яв­ля­ют­ся и ­ли­цен­зи­аты – ли­ца, по­лу­чив­шие по ли­цен­зии пра­во ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ных ею пре­де­лах.

Субъ­ек­тив­ные пра­ва ав­то­ров за­кон де­лит на не­иму­ще­ст­вен­ные и иму­ще­ст­вен­ные.

К не­иму­ще­ст­вен­ным от­но­сят­ся: пра­во ав­тор­ст­ва (пра­во при­зна­вать­ся ав­то­ром про­из­ве­де­ния); пра­во на имя (пра­во обо­зна­чать при ис­поль­зо­ва­нии про­из­ве­де­ния своё под­лин­ное имя, вы­мыш­лен­ное имя – псев­до­ним или вы­сту­пать без обо­зна­че­ния имени – ано­ним­но); пра­во на об­на­ро­до­ва­ние про­изве­де­ния (пра­во от­кры­тия все­об­ще­го дос­ту­па к не­му); пра­во на за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра (на за­щи­ту про­из­ве­де­ния от ис­ка­же­ния или иных по­ся­га­тельств, спо­соб­ных на­нес­ти ущерб чес­ти и дос­то­ин­ст­ву ав­то­ра). Ав­то­ром про­из­ве­де­ния счи­та­ет­ся ли­цо, ука­зан­ное в ка­че­ст­ве ав­то­ра на ори­ги­на­ле или эк­зем­п­ля­ре про­из­ве­де­ния (по­ка не до­ка­за­но об­рат­ное). Ав­то­ру при­над­ле­жат ис­клю­чи­тель­ные пра­ва на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния в лю­бой фор­ме и лю­бым спо­со­бом, к ко­то­рым от­но­сят­ся пра­ва на: вос­про­из­ве­де­ние (из­го­тов­ле­ние од­но­го или бо­лее эк­зем­п­ля­ров про­из­ве­де­ния или его час­ти в лю­бой ма­те­ри­аль­ной фор­ме); рас­про­стра­не­ние (про­да­жа, сда­ча в про­кат и пр.); им­порт; пуб­лич­ный по­каз (экс­по­ни­ро­ва­ние кар­ти­ны на вы­став­ке и т. п.); пуб­лич­ное ис­пол­не­ние (напр., в те­ат­рах, кон­церт­ных за­лах); пе­ре­да­чу в эфир и со­об­ще­ние для все­об­ще­го све­де­ния по ка­бе­лю; пе­ре­вод; пе­ре­ра­бот­ку; при­ме­не­ние ди­зай­нер­ско­го, ар­хи­тек­тур­но­го, гра­до­строи­тель­но­го, са­до­во-пар­ко­во­го про­ек­тов. Ав­тор мо­жет рас­по­ря­дить­ся сво­им про­из­ве­де­ни­ем, пе­ре­дав пра­во его ис­поль­зо­ва­ния др. ли­цу (пра­во­пре­ем­ни­ку) или пре­дос­та­вив та­кое пра­во в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах и со­хра­нив его в це­лом за со­бой (вы­дать ли­цен­зию). За раз­ре­ше­ние на ис­поль­зо­ва­ние и за са­мо ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния ав­тор име­ет пра­во на воз­на­гра­ж­де­ние. Дей­ст­вие прав ав­то­ра ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся во вре­ме­ни: они воз­ни­ка­ют с мо­мен­та соз­да­ния про­из­ве­де­ния и дей­ст­ву­ют в те­че­ние всей жиз­ни ав­то­ра и 70 лет по­сле его смер­ти (изъ­я­тия спе­ци­аль­но ого­ва­ри­ва­ют­ся в за­ко­не). По ис­те­че­нии сро­ка ох­ра­ны иму­ще­ст­вен­ных прав ав­то­ра про­из­ве­де­ние по­па­да­ет в т. н. сфе­ру об­ществ. до­сто­я­ния и мо­жет быть ис­поль­зо­ва­но лю­бы­ми ли­ца­ми без чье­го-ли­бо со­гла­сия, но при ус­ло­вии соблю­де­ния лич­ных не­иму­ще­ст­вен­ных прав – пра­ва ав­то­р­ст­ва и пра­ва на имя, а так­же прав на за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра или неприкосновенность произведе­ния (эти пра­ва ох­ра­ня­ют­ся бес­сроч­но).

За­кон мо­жет ус­та­нав­ли­вать ис­клю­чения из иму­ще­ст­вен­ных прав в от­но­шении, как пра­ви­ло, об­на­ро­до­ван­ных про­из­ве­де­ний – слу­чаи ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ний без со­гла­сия ав­то­ра и вы­пла­ты воз­наг­раж­де­ния или ис­поль­зо­ва­ния про­из­ве­де­ния без со­гла­сия ав­то­ра, но с вы­пла­той воз­наг­раж­де­ния.

К пер­вым от­но­ся­т­ся си­ту­а­ции, об­ус­лов­лен­ные не­об­хо­ди­мо­стью удов­лет­во­ре­ния по­треб­но­стей в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния, нау­ки, ин­фор­ма­ции и т. п., нужд ор­га­нов су­да и след­ст­вия, обес­пе­че­ния доступа к куль­турным ценностям лиц с ограниченны­ми возможностями, а также в офиц. и ре­лиг. це­лях.

Вто­рая груп­па яв­ля­ет­ся по су­ти ком­про­мис­сом в тех об­ла­стях ис­поль­зо­ва­ния, где лич­ный конт­роль ав­то­ра за эк­сплу­а­та­ци­ей про­из­ве­де­ния за­труд­нён или не­воз­мо­жен – ча­ст­ное ко­пи­ро­ва­ние, пе­ре­да­ча в эфир или по ка­бе­лю, ме­ха­нич. вос­про­из­ве­де­ние и т. п.

Для упо­ря­до­че­ния та­ких си­ту­а­ций, ис­поль­зо­ва­ния и сбо­ра при­чи­та­ю­ще­го­ся воз­наг­раж­де­ния соз­да­ют­ся ор­га­ни­за­ции по кол­лек­тив­но­му уп­рав­ле­нию иму­щест­вен­ны­ми ав­тор­ски­ми пра­ва­ми (пер­вая из­ве­ст­ная ав­тор­ская ор­га­ни­за­ция – Об-во дра­ма­тич.

Читайте также:  Приговор в отношении м., признанного виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст.116 ук рф (в ред. фз от 03.07.2016г. № 323-фз), ч.1 ст.161 и ч.1 ст.314.1 ук рф

ав­то­ров и ком­по­зи­то­ров бы­ло со­зда­но во Фран­ции в 1777 при не­по­сред­ст­вен­ном уча­стии П. Бо­мар­ше).

Взаи­мо­от­но­ше­ния ав­то­ра (пра­во­об­лада­те­ля) с поль­зо­ва­те­лем про­из­ве­де­ния оп­ре­де­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, ав­тор­ским до­го­во­ром.

Один вид ав­тор­ско­го договора – до­го­вор об уступке – пре­ду­смат­ри­ва­ет пе­ре­да­чу прав на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния, дру­гой вид – ли­цен­зи­онный договор – пре­ду­смат­ри­ва­ет вы­да­чу раз­ре­ше­ния на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния в оп­ре­де­лён­ных пре­де­лах (с со­хра­не­ни­ем прав ав­то­ра). За­кон выделя­ет раз­но­вид­но­сти лицензии – ис­клю­чи­тель­ную, по ко­то­рой ис­поль­зова­ние в обо­зна­чен­ных пре­де­лах раз­ре­ша­ет­ся толь­ко ли­цен­зиа­ту, и не­ис­клю­чи­тель­ную. Ав­тор­ский до­го­вор счи­та­ет­ся пе­ре­даю­щим не­ис­клю­чи­тель­ные пра­ва, ес­ли в нём не пре­ду­смот­ре­но иное. До­го­вор пред­по­ла­га­ет­ся воз­мезд­ным, за не­ко­то­ры­ми ис­клю­че­ния­ми (напр., вос­про­из­ве­де­ние в лич­ных це­лях), он дол­жен быть за­клю­чён в письм. фор­ме.

Осо­бый по­ря­док ис­поль­зо­ва­ния ус­та­нов­лен для слу­жеб­ных про­из­ве­де­ний, к ко­то­рым от­не­се­ны про­из­ве­де­ния, соз­дан­ные в по­ряд­ке вы­пол­не­ния слу­жеб­ной обя­зан­но­сти или слу­жеб­но­го за­да­ния.

Пра­ва на та­кие про­из­ве­де­ния при­над­ле­жат ав­то­ру, но ис­поль­зу­ют­ся они без за­клю­че­ния ав­тор­ско­го до­го­во­ра, при со­хра­не­нии за ав­то­ром пра­ва на об­на­ро­до­ва­ние про­из­ве­де­ния.

Ис­клю­чи­тель­ное пра­во их ис­поль­зо­ва­ния при­над­ле­жит, как пра­ви­ло, ра­бо­то­да­те­лю.

К ав­тор­ским пра­вам по дей­ст­вую­ще­му за­ко­но­да­тель­ст­ву при­мы­ка­ют т. н. смеж­ные права – пра­ва ис­пол­ни­те­лей, про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм, ор­га­ни­за­ций эфир­но­го и ка­бель­но­го ве­ща­ния и др.

Международная охрана авторских прав

В 1-й пол. 19 в. мн. стра­ны за­клю­чи­ли дву­сто­рон­ние со­гла­ше­ния о вза­им­ной ох­ра­не А. п., но соз­да­ние меж­ду­нар. си­сте­мы за­щи­ты прав твор­цов свя­за­но с по­яв­ле­ни­ем Бернской конвенции об охране литературных и художественных про­изведений (1886). Кон­вен­ция не толь­ко за­креп­ля­ла прин­ци­пы меж­ду­нар. А. п. (напр., прин­цип пре­до­став­ле­ния иностр.

ав­то­рам на­ци­о­наль­но­го ре­жи­ма), но и со­дер­жа­ла нор­мы фак­ти­че­ски пря­мо­го дей­ст­вия, не­об­хо­ди­мые для вклю­че­ния в нац. за­ко­но­да­тель­ст­во стра­ны-уча­ст­ни­цы, при­чём эти нор­мы не толь­ко ус­та­нав­ли­ва­ли вы­со­кий уро­вень ох­ра­ны ин­те­ре­сов ав­то­ра, но и бы­ли ори­ен­ти­ро­ва­ны на го­су­дар­ст­ва кон­ти­нен­таль­ной си­сте­мы пра­ва.

Это соз­да­ва­ло пре­пя­т­ст­вия для пол­но­цен­но­го уча­стия стран ан­г­ло­сак­сон­ской тра­ди­ции в меж­ду­нар. ох­ра­не ав­тор­ских прав. За­да­чу сбли­же­ния двух под­хо­дов к А. п.

и соз­да­ния уни­вер­саль­ной си­сте­мы ох­ра­ны ин­те­ре­сов твор­цов вы­пол­ни­ла Всемирная конвенция об авторском праве (1952), ко­то­рая ус­та­но­ви­ла ме­нее стро­гие тре­бо­ва­ния для при­со­е­ди­ня­ю­щих­ся стран.

Рос­сия так­же уча­ст­ву­ет с 1995 в Же­нев­ской кон­вен­ции об ох­ра­не ин­те­ре­сов про­из­во­ди­те­лей фо­но­грамм от не­за­кон­но­го ис­поль­зо­ва­ния (1971). В 1996 был за­клю­чён мно­го­сто­рон­ний До­го­вор по ав­тор­ско­му пра­ву, спе­ци­аль­но на­прав­лен­ный на ох­ра­ну А. п. в се­ти Ин­тер­нет (Рос­сия не уча­ст­ву­ет).

Глав­ное со­дер­жа­ние ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вой ох­ра­ны ав­тор­ских прав:

а) пре­одо­ле­ние тер­ри­то­ри­аль­но­го ха­рак­те­ра ав­тор­ских прав: пра­ва ав­то­ра на ху­до­же­ст­вен­ное или иное про­из­ве­де­ние, воз­ник­шее в од­ном из уча­ст­вую­щих го­су­дарств, при­зна­ют­ся и ох­ра­няют­ся на тер­ри­то­рии др. государств;

б) ох­ра­на оп­ре­де­лён­но­го объ­ё­ма ав­тор­ских прав. Ав­то­рам ох­ра­няе­мых про­из­ве­де­ний пред­остав­ля­ет­ся нац. ре­жим, т. е. пра­ва, пре­ду­смот­рен­ные собств. за­ко­но­да­тель­ст­вом, и сверх то­го пра­ва, пре­ду­смот­рен­ные до­го­во­ром. Наи­боль­ший объ­ём ав­тор­ских прав со­дер­жит Берн­ская кон­вен­ция;

в) ог­ра­ни­че­ние дей­ст­вия ав­тор­ских прав во вре­ме­ни. Пра­ва ав­то­ра ох­ра­ня­ют­ся в те­че­ние всей его жиз­ни и по­сле смер­ти. Ми­ни­маль­ный срок ох­ра­ны про­из­ве­де­ния по­сле смер­ти ав­то­ра со­став­ля­ет 50 лет, однако во многих странах ус­тановлены иные сроки: напр.

, 25 лет – в Ал­жи­ре, на Ку­бе, в Ли­вии; 30 – в Ира­не, Ни­ка­ра­гуа; 60 – в Бра­зи­лии, Ис­па­нии; 70 – во Фран­ции (в от­но­ше­нии муз. про­из­ве­де­ний), Гер­ма­нии, Из­ра­и­ле; 75 – в Мек­си­ке; 80 – в Ко­лум­бии и Гви­нее; 99 – в Кот-д’Ивуа­ре.

В не­ко­то­рых стра­нах ус­та­нов­ле­ны осо­бые сро­ки ох­ра­ны иму­ще­ст­вен­ных прав в оп­ре­де­лён­ных си­ту­а­ци­ях. Так, в рос.

за­ко­но­да­тель­ст­ве осо­бые сро­ки дей­ст­ву­ют в от­но­ше­нии про­из­ве­де­ний, со­здан­ных в со­ав­тор­ст­ве, впер­вые вы­пу­щен­ных в свет по­сле смер­ти ав­то­ра ано­ним­ных про­из­ве­де­ний, а так­же в слу­ча­ях, ес­ли ав­тор про­из­ве­де­ния был реп­рес­си­ро­ван и ре­а­би­ли­ти­ро­ван по­смер­т­но или ра­бо­тал во вре­мя Вел. Отеч. вой­ны, или уча­ст­во­вал в ней;

г) ус­та­нов­ле­ние ус­ло­вий ох­ра­ны А. п.: ох­ра­на ли­бо в си­лу са­мо­го фак­та соз­да­ния (опуб­ли­ко­ва­ния) про­из­ве­де­ния, без вы­пол­не­ния к.-л. фор­маль­но­стей, ли­бо при ус­ло­вии вы­пол­не­ния оп­ре­де­лён­ных дей­ст­вий (напр., ре­ги­ст­ра­ция, де­по­ни­ро­ва­ние эк­зем­п­ля­ров и пр.). В го­су­дар­ст­вах, где спец. тре­бо­ва­ния к А.

 п. не ус­та­нов­ле­ны, на всех эк­зем­п­ля­рах про­из­ве­де­ния по­ме­ща­ет­ся т. н. знак ох­ра­ны (со­стоя­щий из трёх эле­мен­тов: пер­вой бук­вы сло­ва co­py­right в ок­руж­но­сти ©, име­ни ав­то­ра или на­име­но­ва­ния пра­во­об­ла­да­те­ля и го­да пер­во­го вы­пу­ска про­из­ве­де­ния в свет), оз­на­чаю­щий, что лю­бые фор­маль­но­сти вы­пол­не­ны.

Ав­тор­ские пра­ва гра­ж­дан РФ за гра­ни­цей в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве го­су­дарств при­зна­ют­ся лишь при уча­стии РФ и этих го­су­дарств в ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ни­ях или на на­ча­лах вза­им­но­сти. Ав­тор­ские пра­ва ино­ст­ран­цев в РФ оп­ре­де­ля­ют­ся внут­рен­ним рос. за­ко­но­да­тель­ст­вом и меж­ду­нар. до­го­во­ра­ми РФ.

В сфе­ре А. п. дей­ст­ву­ют неск. меж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций, наи­бо­лее из­ве­ст­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся Все­мир­ная ор­га­ни­зация ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти (ВО­ИС) и ЮНЕС­КО.

Со­дей­ст­вие в за­щи­те прав рос. ав­то­ров, ока­за­ние им кон­суль­та­ци­он­ных ус­луг и пра­во­вой по­мо­щи по ох­ра­не ав­тор­ских и смеж­ных прав за ру­бе­жом мо­жет ока­зы­вать Рос.

ав­тор­ское об­ще­ст­во.

Субъективное авторское право: понятие и место в системе субъективных частных прав (п. 1569—1571)

1569.

Авторское право — это субъективное частное имущественное исключительное право, содержанием которого являются возможность совершения управомоченным лицом действий по исключительному и независимому от посторонних лиц использованию произведения, охраняемого нормами авторского права и распоряжению им, а также возможность требования от любых третьих лиц воздерживаться от использования данного произведения и учинения препятствий к его использованию управомоченным лицом, если иное не установлено законом. Понятия о пользовании и распоряжении, как правомочиях, входящих в состав всякого субъективного исключительного (в том числе и авторского) права было рассмотрено выше, в п. 1519-1521 Учебника; понятие о произведении как объекте авторского права нам также уже известно из § 4 предшествующей главы.

Читайте также:  ВС РФ отказался компенсировать моральный вред за долгое ожидание жилья от муниципалитета

1570. Принято считать, что субъективное авторское право состоит из множества правомочий не только имущественного, но и неимущественного, а точнее — строго личного содержания.

В числе последних традиционно выделяют правомочия авторства, авторского имени, опубликования, защиты репутации автора и вознаграждения за использование созданного им произведения третьими лицами.

Не оспаривая самого факта принадлежности данных возможностей авторам произведений науки, литературы и искусства, мы все же не считаем возможным рассматривать их в качестве правомочий, тем более входящих в состав субъективного авторского (исключительного) права.

Субъективное право может быть либо имущественным, либо неимущественным, но не тем и другим одновременно. Соответственно, оно не может включать в себя одновременно и имущественные, и неимущественные правомочия (см. п. 1084 Учебника).

Правильнее, таким образом, говорить о нескольких различных имущественных и неимущественных правах авторов (право авторства, право имени и т.д.), а не об одном авторском праве, сложенном из множества разнородных правомочий. Это в полной мере соответствует терминологии Авторского закона, ст. 15 которого характеризует личные неимущественные, а ст. 16 — имущественные права автора.

1571. По сути такое словоупотребление является верным только при условии ограничительного толкования понятия «права автора». Если под ним разуметь права, принадлежащие автору произведения науки, литературы или искусства, то словоупотребление точно.

Если же «права автора» приравнять к «авторским правам», то точность будет утрачена, ибо личные права, возникающие в связи с созданием произведения, не являются исключительными, а значит, не могут быть отнесены и к числу авторских (см. п. 1520-1522 Учебника).

Права авторства, авторского имени и защиты репутации автора* относятся к категории личных** и будут рассмотрены в подлежащем месте.

* Возможность опубликования произведения является способом его обнародования, реализация которой, в свою очередь, должна рассматриваться как реализация правомочия распоряжения произведением, т.е. составляющая имущественного исключительного авторского права. См. п. 1574 и 1575 Учебника.

** Их специфическая (не авторская) природа особо рельефно подчеркнута в п. 1 и 2 ст. 27 Авторского закона (см.).

Содержание авторского права (п. 1572—1578)

1572.

Какие действия могут быть совершены с целью реализации возможностей использования и распоряжения произведением, охраняемым авторским правом? Авторский закон сначала в общей форме указывает, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения б любой форме и любым способом (п. 1 ст. 16), а затем (п. 2) «расшифровывает», что под этим подразумеваются возможности осуществлять самому или разрешать третьим лицам:

1) воспроизводить (тиражировать) произведение, т.е. изготавливать его экземпляры и копии в любом количестве и любыми способами (переписывать, перепечатывать, воспроизводить типографским способом, репродуцировать, фотографировать, ксерокопировать, сканировать и др.), в том числе и когда созданное им произведение (изобразительного искусства или архитектуры) принадлежит третьему лицу*;

* Такая возможность называется правом доступаи предусмотрена для произведений изобразительного искусства п. 1 ст. 17 Авторского закона, а для произведений архитектуры — п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 ноября 1995 г.

№ 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4473).

Было бы логичным признать такое право за авторами любых произведений, материальной оболочкой которых является уникальная вещь (графики, скульптуры, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства и т.п.).

2) распространять экземпляры произведения любым способом — продавать, дарить, сдавать в аренду, в безвозмездное пользование и т.п.;

  • 3) импортировать экземпляры произведения (ввозить в Российскую Федерацию экземпляры произведения, изготовленные за рубежом в целях их распространения);
  • 4) публично показывать произведение, например, на выставке;
  • 5) публично исполнять произведение;
  • 6) сообщать произведение для всеобщего сведения путем
  • непосредственной или последующей передачи в эфир или по кабелю;
  • 7) переводить произведение на другие языки и использовать произведение в переводе;
  • 8) переделывать (перерабатывать) произведение и использовать произведение в переработке;
  • 9) участвовать в практической реализации произведения дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового искусства*;

* Данная возможность, именуемая также правом авторского контроля за разработкой документации для строительства и авторского надзора за строительствомархитектурного объекта, предусмотрена и п. 1 ст. 18 Федерального закона об архитектурной деятельности.

10) изготавливать и распространять интегральные микросхемы с охраняемой топологией, применять иным способом и вводить в хозяйственный оборот топологию или интегральные микросхемы с этой топологией (ст. 5 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем»*).

* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 42. Ст. 2328; 2002. № 28. Ст. 2786. Далее-«Закон об охране ТИМ».

1573. Перечисленные выше возможности традиционно рассматриваются как способы использования произведения. Разумеется, что далеко не каждый из них может быть применен ко всякому произведению.

Так, можно тиражировать, импортировать и распространять экземпляры литературного произведения, но таких возможностей не существует, скажем, у автора произведения живописи (художника).

Картину можно публично показывать (например) на выставке), но ее, естественно, нельзя публично исполнять — последняя возможность применима, прежде всего, к музыкальным произведениям.

Своеобразие таких объектов авторского права, как, в частности, произведения архитектуры, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем и др. предопределяет возможность их использования способами, естественно не встречающимися в случаях с другими произведениями.

Поэтому содержание возможности использования произведения, охраняемого авторским правом, строго говоря, предопределяется естественными свойствами объекта каждого субъективного авторского права. Ими же определяются и содержательные ограничения соответствующих субъективных авторских прав (см. § 5 настоящей главы). Содержание правомочия использования, входящего в состав авторского права, приобретенного по авторскому договору, может быть ограничено и содержанием (условиями) такого договора.

1574. Что же касается правомочия распоряжения, то как мы знаем из п. 1520 Учебника, таковое осуществляется посредством изменения правового режима использования объекта субъективного авторского права. Изменить этот режим можно двояким образом: (1) предоставив возможность использования произведения третьему лицу или лицам по авторскому договору (см. § 1 и § 4 гл.

XVII Учебника) и (2) обнародовав произведение или отозвав произведение, ранее обнародованное. Обнародование произведения приводит к установлению более широких возможностей для его использования третьими лицами без согласия (разрешения) обладателя субъективного авторского права, т. е.

изменяет правовой режим использования объекта субъективного авторского права. Отзыв, в свою очередь, не позволит состояться обнародованию произведения или вернет уже обнародованному режим необнародованного, что восстановит прежний объем авторского права.

Читайте также:  Вопрос читателя: У меня вопрос. Положен ли бесплатный участок земли инвалида с детства, если ему 18 лет?

Именно поэтому действия по обнародованию и отзыву произведений следует рассматривать как возможности, реализация которых представляет собой распоряжение объектом авторского права.

1575. Обнародование — это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения (абз. 11 ст. 4 Авторского закона). Способы обнародования конкретного произведения определяются его характером.

Так, например, литературное произведение обыкновенно обнародуется посредством его опубликования, кинофильм — посредством публичного показа, музыкальное произведение — путем его публичного исполнения, фонограмма — посредством ее передачи в эфир.

Условием правомерности обнародования произведения является его осуществление либо самим автором, либо с его согласия.

1576. Отзыв произведения — это отказ автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения, сопровождаемый (если произведение уже было обнародовано) публичным оповещением об отзыве.

При необходимости автор вправе изъять из обращения все или некоторые экземпляры отозванного произведения, разумеется, за свой счет.

Условием правомерности отзыва произведения является полное возмещение третьим лицам убытков, причиненных отзывом (п. 2 ст. 15 Авторского закона).

1577. Наконец, обладатель авторского права может требовать от любых третьих лиц воздерживаться от использования принадлежащего ему произведения и от совершения действий, препятствующих его использованию.

Если, вопреки воле автора, какое-либо лицо все-таки использует произведение (любым способом), или создает препятствия для его использования самим обладателем авторского права, оно совершает противоправное (неправомерное) действие (см. гл. XXIV Учебника).

В любом случае обладатель авторского права может требовать прекращения совершения данного действия и (или) выплаты ему авторского вознаграждения за фактически состоявшееся использование, а если действие является еще и вредоносным — то также и возмещения ущерба (вреда), причиненного этим действием.

1578. Абсолютность любых исключительных прав, в том числе и авторских, является ослабленной (В. А. Дозорцев) в сравнении с абсолютностью прав вещных.

Эта «ослабленность» выражается в ограничении субъективного авторского права: (1) по территории признания; (2) по кругу лиц, за которыми оно может быть признано; (3) по времени действия; (4) по содержанию.

Последовательно рассмотрим каждый из видов этих ограничений.

Субъективные права авторов

В результате создания произведения в области науки, литературы или искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права традиционно именуются исключительньми авторскими правами.

     Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.

      Личные неимущественные права. Одним из главных личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства. Оно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.

      С правом авторства тесно связано право на авторское имя. В соответствии с данным правом автор может использовать или разрешить использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно).

      С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора.

      При издании, публичном исполнении или ином использовании произведения запрещается, без согласия автора, вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название.

      Следующим личным неимущественным правом автора является право на обнародование произведения и на его отзыв. Сущность данного права можно определить как юридически обеспеченную автору возможность публичной огласки созданного им произведения.

      С правом на обнародование неразрывно связано право на отзыв произведения. Статья 1269 ГК РФ предоставляет автору возможность отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения.

      Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

     Имущественные права автора. Прежде всего автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение. Это право на повторное придание произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.

     ГК РФ (ст. 1270) закрепляет за автором самостоятельное право на распространение экземпляров произведения любым способом, в частности право на продажу экземпляров произведения и сдачу их в прокат.

  •      Другими имущественными правами автора являются: право на публичный показ и на публичное исполнение; право на передачу произведения в эфир и право сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю; право автора переделывать, аранжировать или другим образом переделывать произведение; право автора на практическую реализацию соответствующих проектов и др.
  •      Смежные права исполнителей признаются лишь в тех случаях, когда (ст. 1321 ГК РФ):
  • •        исполнитель является гражданином Российской Федерации;
  • •        исполнение впервые имело место на территории Российской Федерации;
  • •        исполнение зафиксировано в фонограмме, охраняемой в соответствии с положениями ст. 1328 ГК РФ;

•        исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в эфир или по кабелю, охраняемое в соответствии с положениями ст. 1332 ГК РФ.

Юкша Я.А.                       Учебник «Гражданское право»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *