Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты

  • Наведение справок — это оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в получении информации, имеющей значение для решения конкретных задач ОРД путем направления запроса юридическому или физическому лицу, располагающему или могущему располагать таковой, а равно и ее получение путем непосредственного ознакомления с соответствующими материальными носителями, в том числе из оперативных, криминалистических и иных баз данных (учетов), информационных систем и других источников.
  • Учитывая изложенное, данное мероприятие предусматривает два способа получения информации: направление запроса и непосредственное ознакомление с носителями информации.
  • Объектом мероприятия являются документы или иные носители информации, которые содержат представляющие оперативный интерес сведения.

Виды необходимых документов и места их нахождения определяются сотрудником оперативного подразделения. Наибольшее количество информации, представляющей оперативный интерес, содержится в документах органов внутренних дел и других правоохранительных органов: уголовных делах, делах оперативного учета, отказных материалах и др. Кроме того, немало ценной информации при решении конкретных задач ОРД можно получить из документов других организаций и ведомств: бухгалтерских отчетов, личных дел сотрудников, регистрационных журналов, историй болезней и т. д.

Другим объектом данного мероприятия являются различные информационные системы (банки данных).

Для наведения справок используются банки данных различных служб органов внутренних дел: Главного информационно-аналитического центра МВД России, информационных центров МВД (УМВД, ГУ МВД), информационных подразделений уголовного розыска и ЭБиПК, ГИБДД, по вопросам миграции, лицензионно-разрешительных подразделений, дежурных частей и др. Важное значение имеет получение сведений из информационных систем других ведомств: прокуратуры, судов, службы судебных приставов, таможенных органов, банков, страховых компаний, медицинских учреждений, частных охранных агентств и т. д.

Целью наведения справок является сбор сведений о лице, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности или получение иной информации, необходимой для решения задач ОРД.

Эти сведения могут включать в себя данные о биографии, образовании, роде занятий, имущественном положении, местах проживания, перенесенных заболеваниях, прежних судимостях, криминальных связях, фактах допущенных в прошлом правонарушений и другие факты.

Порядок проведения наведения справок. При наличии оснований полагать, что у юридического или физического лица, на различных носителях (учетах, базах данных) имеется необходимая для решения задач ОРД информация, ему направляется запрос.

Запрос оформляется в письменной форме, однако если обладатель информации готов её предоставить без письменного оформления, то такая информация может получаться по устному обращению. В письменном запросе делается ссылка на п. 2 ч. 1 ст.

6 Закона об ОРД и указываются конкретные запрашиваемые сведения. Если в соответствии с законом запрашиваемая информация предоставляется по судебному решению, то для получения таких сведений необходимо получить разрешение суда.

К ним относится информация, содержащая государственную или иную охраняемую Федеральным законом тайну.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден ст. 5 Закона о государственной тайне и конкретизирован соответствующими подзаконными нормативными актами.

Кроме того, на получение в ходе наведения справок сведений, содержащих коммерческую, аудиторскую, адвокатскую, банковскую тайну, а также тайну информации, полученной ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую в порядке, установленном ст. 12 Федерального закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ «О ломбардах», обращено взыскание, требуется решение суда.

Причем при осуществлении оперативно-розыскной деятельности не допускается ограничение прав граждан на некоторые виды тайн, охраняемых федеральными законами. Так, предоставление сотрудникам оперативных подразделений полиции информации о сведениях, содержащих врачебную (ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации), нотариальную (ст.

5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате) тайну, возможно только при наличии возбужденного уголовного дела, а предоставление сведений о лице, от которого в СМИ поступила информация, возможно только в случае, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом (ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

  1. Следует заметить, что в соответствии с ведомственными нормативными актами МВД России подразделениями полиции, правомочными направлять операторам связи запросы о предоставлении информации о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи, а также иной информации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, являются только Бюро специальных технических мероприятий МВД России и бюро специальных технических мероприятий территориальных органов МВД России на региональном уровне.
  2. Кроме того, наведение справок в отношении информации ограниченного доступа осуществляется, как правило, только путем направления запроса, подписанного руководителем органа, осуществляющего ОРД.
  3. Запрос в иной территориальный орган МВД России должен быть подписан руководителем органа, осуществляющего ОРД, либо руководителем территориального органа МВД России соответствующего уровня.
  4. В запросе должны быть указаны данные и служебный телефон подготовившего его лица, чтобы в случае возникновения вопросов их можно было максимально быстро разрешить.

При непосредственном изучении носителей информации сотрудником оперативного подразделения, интересуемые сведения получаются им самостоятельно. Это же правило распространяется при работе с информационными системами.

Организационное и техническое обеспечениемероприятия предполагает правильное определение видов и мест хранения необходимых документов и информационных систем, содержащих необходимые сведения. В качестве основного технического средства реализации данного ОРМ выступает современная компьютерная техника, на базе которой создается и функционирует большая часть оперативно-розыскных банков данных.

Оформление результатов наведения справок.

Результаты изучения документов или иных носителей информации могут оформляться справкой или рапортом оперативного сотрудника с приложением полученных оригиналов документов или их копий.

Поступившие письменные ответы приобщаются к соответствующим материалам или делам. В случае необходимости они могут направляться в установленном порядке следователю для приобщения к материалам уголовных дел.

Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты                                                                                                   Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты

Наведение справок (ч.1. п.2. ст.11)

Емельянов С.Л.

  • Курс лекций С/К ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • (СУРС)
  • Тема: СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Опрос (ч.1 п.1 ст.11)

  1. Опрос — это ОРМ, заключающееся в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения оперативника или по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД.
  2. Опрос как форма беседы (общения) может происходить как конфиденциально, так и открыто, как при непосредственном зрительном восприятии опрашиваемого и опрашивающего, так и без такового — посредством использования технических средств (например, телефонной связи или в Интернете).
  3. Неотъемлемой чертой опроса представляется непосредственность общения субъекта с объектом независимо от того, кто выступает в качестве субъекта -сам оперативник или по его поручению другое лицо.
  4. Проведение опроса допускается:
  5. — с использованием мер конспирации,
  6. — зашифровки опрашивающим своей личности, статуса
  7. — либо его участия в беседе в качестве лица, которым он фактически не является.

Это обусловлено полномочиями ОРО. В частности, право использования в целях конспирации документов, зашифровывающих личность должностных лиц и граждан, оказывающих им содействие, позволяет выступать в качестве и от имени вымышленных лиц, которые значатся в специальном документе.

В ходе опроса может использоваться аудио-, видеозаписывающая и иная фиксирующая информацию аппаратура – как открыто, так и втайне от опрашиваемого.

Поскольку использование аппаратуры не характеризует сущность опроса, а является лишь средством фиксации информации, то согласия на ее использование не требуется.

Исключение составляет опрос с использованием полиграфа («детектора лжи»), при проведении которого необходимо письменное согласие опрашиваемого.

При проведении опроса как ОРМ законодатель не предъявляет каких-либо требований к его осуществлению и не устанавливает ограничений. Исходя из этого возраст, пол, физическое и психическое состояние опрашиваемого не являются препятствием к проведению опроса, которое может диктоваться практической целесообразностью и ограничиваться только нормами этики и морали.

Например, опрос несовершеннолетнего в отличие от допроса не требует присутствия педагога при его проведении.

Представляется допустимым и проведение опроса больного, в частности жертвы преступления, если его состояние позволяет провести такую беседу.

Опрос потерпевшей женщины, в том числе об обстоятельствах преступления, носящих интимный характер, может быть проведен не только женщиной, но и мужчиной.

Время, место проведения опроса зависят от конкретных обстоятельств — он может проводиться как в служебном помещении ОРО, так и в любом другом месте, где находится опрашиваемое лицо (на улице, в транспорте, по месту работы или жительства, на месте происшествия и др.). Принудительный привод лиц для проведения опроса по общему правилу не допускается. Исключение составляют ситуации, предшествующие задержанию лиц по подозрению в совершении преступления.

Отличие от других видов опроса. Опрос является составной частью не только ОРД, но и других видов правоохранительной деятельности, например уголовного судопроизводства, административной. Однако такие опросы не тождественны опросу в ОРД и имеют существенные отличия.

Например, опрос в уголовном судопроизводстве имеет отличных от ОРД участников, наделенных иным процессуальным статусом и обязанностями; его проведение регламентировано УПК и цель его проведения заключается в собирании фактических данных, их последующей оценке и использовании в процессе доказывания по уголовному делу.

В административной деятельности проведение опроса имеет широкое распространение, однако он допускается лишь с согласия предполагаемых объектов и лицами, не являющимися субъектами ОРД, для достижения целей и решения задач, не относящихся к ОРД, например привлечения к административной ответственности, выполнения договорных обязательств и др.

Почему оперативники не могут использоваться «наведение справок» для получения электронной почты

Опрос как ОРМ следует отличать и от устного опроса физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями при производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Такой опрос вправе производить должностные лица таможенных органов без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме.

Читайте также:  Скажите, пожалуйста, всегда ли ставят на учет несовершеннолетнего, если вызывают на комиссию по делам несовершеннолетних?

Опрос, носящий негласный характер, всегда должен рассматриваться как ОРМ, независимо от того, произведено ли оно в связи с расследующимся уголовным делом или нет, по поручению следователя или по собственной инициативе оперативника.

Гласный опросможет представлять собой и розыскное действие, предусмотренное УПК. Розыскное действие допустимо осуществлять в силу прямых указаний УПК только по уголовному делу. Опрос в качестве ОРМ может производиться оперативником и до возбуждения уголовного дела.

  • Данные, полученные в результате проведения опроса, оформляются справкой или рапортом сотрудника ОРО, а при согласии опрашиваемого – его объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной.
  • В процессе доказывания возможны два варианта использования данных, полученных в результате опроса:
  • в первом случае (при оформлении объяснением, заявлением, протоколом явки с повинной) составленный документ может быть приобщен к материалам уголовного дела и впоследствии опрошенный, как правило, допрашивается в качестве свидетеля по уголовному делу
  • во втором случае (при оформлении результатов опроса в форме справки (рапорта) оперативника) полученные сведения используются в качестве ориентирующей информациипри выдвижении следователем или оперативником версий, планировании расследования или производства по ДОУ, а также как источник сведений о лице, обладающем информацией, имеющей значение для уголовного дела или ДОУ.

Наведение справок (ч.1. п.2. ст.11)

Наведение справок – ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.

Получение или собирание информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов.

В целях сбора информации от источников, располагающих ее носителями, материалами, документами и др., представляется допустимым не только ее получение по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов, мер конспирации.

В запрашиваемых материалах может содержаться различная информация, необходимая для обеспечения проведения иных ОРМ, определения направлений работы, поиска скрывающегося преступника или без вести пропавшего лица, проверки полученной оперативной информации и др. В частности, могут быть затребованы данные о выдаче лицу официальных документов, наличии транспортных средств, оружия, о судимости, принадлежности номера телефона, круга связей в местах лишения свободы и другие необходимые сведения.

В зависимости от статуса информации обращение за ее получением или предоставлением возможности ознакомления с содержащими ее источниками может быть как письменным, так и устным.

Сведения конфиденциального характера могут быть официально затребованы только по письменному запросу.

К числу таких сведений отнесены, например, сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен.

С учетом того, что ОРД может осуществляться как гласно, так и негласно, а также исходя из разведывательной направленности этой деятельности и необходимости конспиративного наведения справок допустимо и неофициальное получение данных конфиденциального характера Наведение справок может осуществляться как непосредственно должностным лицом ОРО, так и при помощи конфидентов. Получение информации из источников, имеющихся у частных лиц, может сопровождаться снятием копий документов либо их изъятием с согласия этих лиц.

Вопрос о возможности придания доказательственного значения результатам наведения справок в качестве ОРМ может зависеть от его характера.

Если наведение справок выразилось в форме запроса, направленного в государственное учреждение за подписью руководителя ОРО, и получении официального ответа в письменном виде, то никаких препятствий к тому, что при направлении такой справки следователю, она была приобщена к уголовному делу в качестве иного документа. Если же результаты наведения справок отражены в рапорте оперативника, то полученные им сведенья, носят исключительно ориентирующее значение.

Что делать, если у Вас полиция с проверкой: алгоритм действий

Главное – не паниковать! Очень сложно предложить универсальный алгоритм действия на случай, если в компанию нагрянула полиция, т.к. многое зависит от того, из-за чего проводится проверка.

Самый простой и самый правильный алгоритм действий на случай прихода полиции, который подойдет всем: вызвать адвоката; прекратить работать; ожидать приезда адвоката, не помогая и не противодействуя проверяющим; фиксировать возможные нарушения, в том числе с применением средств аудио-, видеофиксации.

Но далеко не всегда можно следовать именно так, поэтому ниже предлагаем основные правила, которые помогут уменьшить негативные последствия полицейской проверки. Следуйте рекомендациям «ЭТО БИЗНЕС».

Основания для полицейской проверки. Есть 3 причины, которые приведут сотрудников УЭБ и ПК в организацию:

  • Не вызывающие доверия партнеры. Данный вид проверок довольно сложно предугадать. Здесь, как правило, к самой фирме у сотрудников ОБЭП претензий нет, но один из партнеров, с которыми работает компания, нарушил закон, и тем самым навлек «тень» и на тех, с кем он сотрудничает.
  • Сектор, относящийся к разряду ненадежных. В этом случае проверку может вызвать определенная ситуация в регионе, например, «разборки» в криминальных кругах или теракты.
  • Жалобы поставщиков/покупателей. Например, если покупатель подозревает, что алкоголь, продающийся в магазине, производится «кустарным способом», он вполне может написать заявление в ОБЭП, а сотрудники спецслужбы в свою очередь будут обязаны отреагировать на поступивший сигнал.
Основные правила поведения при появлении полицейской проверки.
  • Проверьте документы проверяющих. Сотрудники полиции обязаны предъявить свои служебные удостоверения, представиться и пояснить причину их прихода. Если сделать это они отказываются – можно смело вызывать полицию по 02. Данные удостоверения желательно сфотографировать и тщательно переписать всю содержащуюся в них информацию.
  • Выясните основания проверки. Сотрудники полиции должны предъявить постановление о проведении обследования помещений, о проведении обыска (выемки). Из документа всегда можно выяснить причину интереса полиции к компании.

Если речь идет об обыске, рекомендуем выписать из документа дату постановления, данные следователя и краткую информацию об уголовном деле с основаниями для проведения следственных действий или получить копию данного документа.
Важно! Необходимо узнать у проверяющих ФИО их непосредственного руководителя и его телефон – не лишним будет позвонить ему и уточнить, действительно ли конкретные сотрудники направлены в компанию на проверку, а заодно уточнить ее основание.

  • Убедитесь, что полиция не ошиблась. В документах о проведении проверки внимательно изучайте реквизиты (наименование организации, ОГРН, ИНН и др.). При несовпадении или даже незначительной ошибке в наименовании организации можно не пускать полицейских в офис. Даже если это чисто техническая ошибка (опечатка) и проверка в любом случае пройдет, появится дополнительное время на подготовку к визиту полиции.
  • Отпустите домой сотрудников, если нет прямого запрета покидать помещение. Имеет смысл отпустить с работы большую часть сотрудников компании на время проведения полицейской проверки. Речь идет о рядовых сотрудниках, в присутствии которых нет необходимости. Для этого есть несколько причин:
  • проверка – стресс для сотрудников, а самые слабые могут подвергнуться грубому психологическому воздействию;
  • излишне общительные сотрудники, сами того не желая, могут поделиться с полицией чем-то «сокровенным», о чем проверяющим знать совсем не надо;
  • в ходе проверки все равно отсутствуют условия для полноценной работы.
  • Запишите действия полицейских на видео. Очень важно фиксировать все действия полицейских – записывать на камеру мобильного телефона или хотя бы на диктофон. В случае если проверяющие выйдут за пределы своих полномочий (будут осуществлять действия, которые не указаны в постановлении, например, копаться в шкафах в кабинете директора при осмотре помещений), записи послужат доказательством незаконных действий проверяющих. Их можно будет приложить к жалобе в вышестоящий орган полиции либо в прокуратуру.
  • Отдавайте документы только по описи, и только если изъятие законно. Изъятие документов производится в присутствии руководителя организации (ее уполномоченного представителя) и 2-х понятых. При этом надо проследить, чтобы была составлена подробная опись изъятых документов и заверена обеими сторонами.
  • Фиксируйте свои замечания и внимательно изучите протокол. Если есть хоть малейшие сомнения в законности тех или иных действий сотрудников полиции, необходимо записать замечания при составлении протокола обследования, а после – внимательно прочитать протокол. Он должен быть подписан всеми участниками, в том числе, уполномоченным представителем компании. Если в документе что-то записано неверно или вовсе не зафиксировано, также стоит внести и зафиксировать все замечания.
  • Защищайтесь от фиктивных доказательств вины. Если проверка в компании инициирована конкурентом, не исключено, что в ход пойдут даже не совсем законные действия – например, полицейским намеренно «подкинут» компромат. В результате среди изъятых бумаг появится лишний документ, в компьютере – новый файл, в бухгалтерской базе – «левые» операции и т.п. Поэтому при изъятии следует обратить пристальное внимание на то, чтобы сотрудники полиции ограничили доступ к внутренним источникам электронных носителей (опломбировали системный блок). Бумажные документы надо тщательно упаковать в коробки, заклеить скотчем и опечатать, скрепив подписями присутствующих.
Права сотрудников полиции. Полномочий у ОБЭП достаточно для того чтобы узнать о фирме все и даже больше. Проверки сотрудниками УЭБ и ПК считаются одними из самых строгих.

  • Полномочия Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ и ПК) и действия сотрудников проверяющего органа регламентируются Законом от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции».
  • Сотрудники органов внутренних дел во время проверки имеют право на:
  • произведение опроса с использованием фотоаппаратов, диктофонов, полиграфа (детектора лжи) и т.п.;
  • наведение справок, изучение документов, представляющих интерес;
  • сбор образцов для сравнительного исследования (образцы крови, отпечатки пальцев, образцы волос, почерка и т.д.);
  • осуществление проверочных закупок (мнимых сделок купли-продажи);
  • осуществление негласной слежки за действиями подозреваемых;
  • обследование зданий и помещений;
  • произведение контролируемой поставки;
  • контроль почтовых отправлений;
  • прослушку телефонных звонков.

Важно! Категорически запрещено оказывать сопротивление сотрудникам проверяющего органа! Не забывайте, что сотрудники ОБЭП это оперативники, соответственно они вполне могут применять физическую силу и в крайних случаях табельное оружие.
В случае если физические меры воздействия сотрудники полиции применили в одностороннем порядке, то сотрудники фирмы смогут отстоять свои права в суде.

Что можно сделать до того, как пришла полиция.
  • Организовать удаленное хранение документов и информации. Хранить все документы, «первичку», налоговую и бухгалтерскую отчетность непосредственно в компании опасно.
  • В отношении особо важных документов ввести режим коммерческой тайны. Процесс внедрения коммерческой тайны является весьма трудоемким (необходимо определиться с перечнем информации, разработать и утвердить специальные правила маркировки и хранения «секретных» документов, внести изменения в должностные инструкции сотрудников и др.), поэтому лучше заранее озаботиться защитой сведений.
  • Хранить информацию на внешних носителях и удаленных серверах. Оптимально работать только с внешними носителями (в том числе серверами) и не хранить ничего на жестких дисках компьютеров. Сервер должен находиться в отдельном помещении. Для такой информации можно установить дополнительную защиту, а при необходимости быстро стереть сведения или перенести их на другой удаленный сервер.
  • Не хранить в офисе документы и печати более одной компании. Когда в ходе проверки полиция находит в офисе или на складе компании печати разных юрлиц и предпринимателей, то у проверяющих сразу возникают подозрения в использовании схем минимизации налогов с участием фирм-однодневок. А значит, придется давать правдоподобные пояснения по поводу их происхождения.
  • Установить систему видеонаблюдения в помещениях офиса, где расположены особо важные бумаги и финансовая документация. В случае прихода полиции в офис система будет фиксировать все действия проверяющих, в том числе незаконные.
  • Провести инструктаж сотрудников. Необходимо рассказать всем и каждому, как вести себя на случай внезапного появления в офисе сотрудников полиции. Отдельным работникам надо дать четкое указание покинуть офис, а другим – всюду сопровождать проверяющих и фиксировать их действия.
  • Найти хорошего адвоката. Настоятельно рекомендуем всегда иметь под рукой номер телефона квалифицированного адвоката, а еще лучше – заранее с ним договориться о том, что в час «Х» адвокат, имея доверенность и понимание существующих в компании бизнес-процессов, незамедлительно прибудет в офис.
  • Заранее выяснить телефоны местных прокуратуры и УСБ. Они пригодятся в том случае, если сотрудники полиции допускают нарушения в офисе компании и никак не реагируют на замечания.
Что делать, если полиция обнаружила внушительную сумму наличности. Вообще, это ошибка, которую сложно исправить, но если Вы почему-то решили хранить в офисе сверхнормативную «наличку», то сделайте хотя бы следующее (версии плохие, но хороших в такой ситуации нет):

  • Храните наличность отдельно в конверте с пометкой «личные средства» и фразой директора (главбуха и т.д.): «Дома ненадежно и все годовые сбережения держу здесь».
  • Также можно попытаться убрать наличность в личную сумку сотрудника – если речь не идет об обыске, то досматривать личные вещи полиция не вправе.
  • Если еще не изъяты кассовые документы, то лучше срочно составить договор займа с директором (и естественно, оформить «приходник»).
  • Если кассовые документы уже изъяты, то можно сказать, что это личные средства или заем, который не успели оформить.
Что делать, если на складе товара больше, чем по документам. Хранить на «белом» складе неучтенный товар, – не самое хорошее решение, проще обеспечить «левый» склад. Но если хватило смелости поместить на склад «неучтенку», а проверяющие ее обнаружили, то есть несколько обоснований на такой случай:

  • «Не оприходовали по вине кладовщика или поставщика, он привез излишний товар, собираемся возвратить» (конечно, если Вы договоритесь с поставщиком об этой версии). Кстати, возможно, что этот товар действительно несогласованный, с какими-либо недостатками, не прошедший осмотр и т.д. То есть излишек не всегда свидетельствует о нарушении.
  • «Опять склады перепутали, на другом складе сейчас недостача» (и быстро звоним на этот склад). Вообще, наличие нескольких складов – это основа для торговли (естественно, запас на каждом складе не должен превышать общий по организации).
  • «Только что привезли» (при возможности согласования с поставщиком или подготовки относительно надежных накладных).
  • «Это не наш товар, а на ответственном хранении» (только заранее подготовьте договор о возможности такого хранения с третьим лицом).

Как налоговики вместе с полицией доказывают обнал

Как налоговики и полиция организуют совместную работу по выявлению однодневок и обналичивания? Обмениваются информацией. Совместно проводят выездные налоговые проверки. Привлекают правоохранительные органы (их представителей) для участия в суде.

О совместной работе налоговиков и полиции: доказывание обнала

Плохой новостью является то, что судьи, особенно арбитражники очень сильно и охотно верят правоохранителям.

  • Хорошей новостью является то, что правоохранители работают по схеме и алгоритм их работы известен, а квалифицированных кадров не хватает и при правильном подходе, а еще, если и защиту выстраивать заранее можно многое исправить и решить.
  • Как отзываются налоговики о взаимодействии с правоохранителями?
  • Для налоговиков слишком сложно доказать необоснованность получения выгоды, а полиции собрать доказательства легче.
  • Полиция имеет больше шансов собрать нужные доказательства.
  • Полиция может проводить оперативно-розыскные мероприятия.
  • Полиции проще установить местонахождение однодневки.
  • Проведенные полицией допросы и опросы выглядят более устрашающими, поэтому предприниматели и свидетели легко «расколятся», а, следовательно, они более эффективные при проверке.
  • Суды более внимательно и с бОльшим доверием относятся к доказательствам, представленным полицейскими.
  • Вам остается лишь воспользоваться тем, что здесь написано и правильно, а, главное, вовремя, организовать свою защиту.

Оперативно-розыскное мероприятие в виде обследования, как доказывание связи с обналичиванием

В своих других статьях и видео я уже писал о том, как обжаловать мероприятия, связанные с проведением ОРМ в виде обследования, а так же о том, как себя вести, когда к вам пришли.

  1. Обследование – это гласное оперативно-розыскное мероприятие и проводится оно для выявления (если мы с вами говорим об экономических правонарушениях), например, обнала, а так же для доказывания факта связи с однодневками.

  2. Проводится оно на основании Распоряжения – так называется документ, с которым к вам придут.
  3. Проводится обследование внезапно, о его проведении вас не предупреждают и обеспечивается его проведение «масками-шоу», чтобы предупредить возможное сопротивление со стороны «клиента».

На практике обследование очень похоже на обыск и неподготовленные сотрудники компаний (это могут быть и юристы, которые по роду деятельности никогда с этим не сталкивались, а в нашей практике оказался неподготовленным и адвокат, который «пропустил» все, что мог) обычно не видят разницы между обыском и осмотром, хотя разница значительная.

Обследовать могут не только здание, но и территорию, автотранспорт, в багажнике которого руководитель прячет документы (вспомните про другое ОРМ — «наблюдение»).

При проведении обследования полицейские изымают все документы и предметы в открытом доступе. Здесь ключевое слово «в отрытом».

Что находится у вас под замками и за запертыми дверьми, в сейфе – изъять никак невозможно, если вы только добровольно не предоставите туда доступ.

Так среди изъятого могут быть: тетради, блокноты, листочки, на которых бухгалтер тренировался делать подписи, флэшки, диски, компьютеры, либо жесткие диски с компьютеров, печати, первичка однодневок и т.п.

Таким образом, если компания и ее сотрудники не были готовы к встрече и не почувствовали, что к ним в принципе могут прийти, а так же не подготовились к тому как себя вести с проверяющими, под влиянием стресса, в условиях внезапности, то полицейские смогут забрать не только то, что лежит в открытом доступе, а и документы, которые им добровольно выдаст работник компании по незнанию (например, сотрудник полиции может угрожать, что он сейчас дверь выломает, если ему ее не откроют, и работник берет и дверь отпирает – и если следов взлома не будет, то это означает, что двери ему открыли добровольно, как бы вы потом не доказывали, что это действие вы произвели под принуждением).

Доказывание обналичивания и работы с однодневками

Сбор образцов для сравнительного исследования может осуществляться гласно и негласно.

Например, если на вашем предприятии проходит ОРМ в виде обследования, то такие образцы оперативники собирают во время осмотра вашего помещения (офиса).

Второй способ, который используют оперативники – это «копание в мусорном ведре».

Что они там могут найти? Да что угодно: вот главный бухгалтер тренировался в подражании подписи контрагента, а вот бланк однодневки, а вот первичка однодневки (интересно, а как она попала сюда?).

Таким образом, если вы не используете шредер, то многое может оказаться в руках у полицейских и в будущем послужить доказательством нарушений и быть использованным против вас.

А далее, когда документы (черновики, «тренировки» и т.п.) попали в руки оперативников, дело техники – остается только исследовать найденные предметы и документы и правильно их применить.

Надеюсь, что предлагаемая мною информация поможет вам навести порядок в организации документооборота и убережет вас от необдуманных решений.

Выездная налоговая проверка, обнал: прослушка и другие способы получения информации

Еще немного о некоторых способах сбора информации в связи с обналичиванием.

Обычно, когда в отношении человека или компании идет оперативная разработка — сам клиент не догадывается. Нет, конечно, при должной внимательности и осмотрительности он догадаться все-таки бы мог, но не верит, что ЭТО (наблюдение, прослушка и т.п.) может коснуться и его.

Если обратиться к моей адвокатской практике, то буквально каждый из обратившихся понимал, что к нему могут прийти, но до последнего тянул и не заботился о себе любимом.

Наблюдение. На практике распространено наружное наблюдение, которое может сопровождаться видео- и фотосъемкой. Фотосъемка может свидетельствовать о встречах с определенными людьми, передаче документов и денег. Потом доказывай, что ты никого из обнальщиков не знал и никогда в глаза не видел, а вот на фото вы все вместе прекрасно смотритесь!

Контроль за почтовыми отправлениями. Это может быть личная переписка, которая, кстати, может контролироваться только с санкции суда. Правда, санкцию суда оперативникам получить достаточно просто. Очевидно, что в письмах полицейских будет интересовать информация, связанная с обналом (схемы, сделки, переписка, условия).

Прослушивание телефонных переговоров. Производится исключительно с санкции суда. Санкция на прослушку получается так же просто, как и получение санкции на доступ к переписке.

Нужные разговоры фиксируются, стенографируются и распечатываются, а далее «ложатся в дело». Кстати, иногда, прослушку правоохранители производят и без суда.

В этом случае информация не будет считаться полученной законно, но будет использована правоохранителями в рамках оперативно-розыскных мероприятий для сбора информации.

Из телефонных переговоров можно узнать практически все: от того, где и у кого находятся «левые» печати до даты получения обналиченных денежных средств.

Осуществление контроля за техническими каналам связи. Фактически это «модификация» контроля за перепиской и прослушиванием. Сами понимаете, что может быть переслано и передано с помощью электронки, а так же с помощью переговоров по IP-телефонии.

Кстати, если вы думаете, что если вы защитили компанию от хакеров, то защитились и от полиции – вы ошибаетесь. Способы и методы, которые использует полиция отличаются от «хакерских». И не удивляйтесь потом, что вся информация о вашей деятельности как-то неожиданно оказалась в руках оперативников.

Зачастую совершенно недостаточно знаний в области компьютерной безопасности, важны другие знания – знания в области приемов и методов работы оперативников.

Еще об одном способе выявления обнала

Вообще-то все способы выявления обнала (ну, и других преступлений) давно известны – ну хотя бы по фильмам про полицейских.

  • Но, однако, на практике почему-то все забывают про эти самые способы, наивно полагая, что с ними эта штука либо не пройдет, либо не случится.
  • На самом деле, полицейские выявляют обнал самыми что ни на есть простыми способами.
  • 1 способ (на практике редко используется) – способ оперативного внедрения сотрудника в компанию (через обыкновенно трудоустройство), либо лица, которое добровольно согласилось сотрудничать с полицией.
  • Через некоторое время такой сотрудник, подружившись с работниками компании собирает необходимую информацию – доказательства обнала, с выяснением всех необходимых данных и доказательств.
  • Противостоять такому способу сбора информации может только введение режима коммерческой тайны, четкое распределение должностных обязанностей, дозированная информация, а так же внимательность при приеме на работу (так на одном из предприятий был принят в штат бывший сотрудник органов внутренних дел – и принят, кем бы вы думали — юрисконсультом, результат не заставил себя ждать, через два месяца этот сотрудник пришел к руководителю и стал последнего шантажировать, а «не договорившись» сообщил об обнале «куда следует»).

2 способ – проверочная закупка. Например, об обналичке сотрудники могут узнать через объявление в Интернете и далее обратиться за обналом под видом клиентов.

  1. 3 способ – контролируемая поставка, когда в компанию могут прийти лица, предлагающие обналичить (это, правда, не совсем законный способ, так как в этом случае, оперативники фактически являются подстрекателями обнала).
  2. Имеется судебная практика, защищающая предпринимателей при таком способе осуществления обналичивания.
  3. 4 способ – оперативный эксперимент, когда правоохранители проверяют свою гипотезу и выявляют «склонность», реакцию на определенные действия со стороны предпринимателя, через которые последние разоблачают себя.
  4. Далее дело техники.
  5. В рамках данной статьи я не могу раскрывать нюансов противостояния таким оперативным действиям, но в некоторых случаях помочь клиентам все-таки получается.

Как еще оперативники собирают сведения об обнале?

Кроме способов, о которых мы говорили в предыдущих статьях, оперативники любят и другой методы сбора информации, которые условно можно назвать как «наведение справок» и «отождествление личности».

Наведение справок это сбор «интересных» для правоохранителей данных о компании.

В случае наведения справок могут использоваться запросы в различные учреждения и организации (мы говорили уже ранее, что отвечать на запрос не обязательно, но кто об этом знает?), опрос граждан (опять же отвечать не обязательно, но граждане отвечают), собственно наведение справок под различными предлогами (уточняются данные по каким-либо сделкам, событиям).

Так, если директор компании, которая «обналичивала» может придумать легенду в свое оправдание, то правоохранители в этом случае просто делают запрос поставщику (в нашей практике правоохранители сделали запрос по поставкам сухого молока, адресовав запрос производителю, и из ответа производителя выяснилось, что столько сухого молока последний мог произвести за несколько лет, а у клиента этот объем «вместился» в несколько поставок в течение одного квартала).

Разоблачать можно и без запроса, но через претензию к производителю по несуществующему товару, когда производитель вынужден прямо ответить, что такой товар он не производил никогда. А это, как вы понимаете, на руку оперативникам, которые «не забудут» задокументировать такой ответ, отправив в последующем уже официальный запрос.

Отождествление личности – это идентификация лиц, когда в компанию приходит некий человек. Приносит документы, представляется

Петей, а на самом деле, когда выясняется, что этот Петя ходит в банк и снимает наличность, то через информацию из банка выясняется его настоящие данные, и что на самом деле он Иванов Иван Иванович. Ну и далее, полицейские работают с Иваном Ивановичем, доказывают обналичивание и его причастность к обналу – и это уже дело техники.

Как оперативники доказывают обнал?

Чтобы собрать нужную информацию для оперативника очень важно разговорить человека, пользуясь тем, что большинство наших граждан зачастую, если и не уважительно, то с почтением, а иногда и со страхом думают работниках полиции и боятся с ними встречи.

Иногда полицейские используют и правовую безграмотность наших граждан.

Одним из методов, для «разговорить», используемым полицейскими является опрос. В моем блоге я не раз писал и рассказывал о разнице опроса и допроса и как себя следует вести в том или ином случае.

  • Опрос это фактически главный инструмент выявления информации о преступлении.
  • А обналичка, как известно, без людей не совершается: на предприятии всегда найдется немало работников так или иначе «помогавших» проведению обналичивания.
  • Откуда начинают оперативники раскручивать клубочек?
  • Через мнимые сделки.
  • Ведь в курсе этих сделок могут оказаться:

Секретарь (помощник) руководителя (вел(а) переписку!), так же она (он) в курсе многих переговоров (может услышать часть разговора и т.п.), а так же знать переговорщиков в лицо.

В курсе этих сделок могут быть работники бухгалтерии, так как их зачастую могут просить «доделать» документы (проставить печати, подписать, подготовить акты и т.п.

), в том числе получать документы, связанные с поставкой не от исполнителя на «низовке», а от самого руководителя, так что многое становится понятным.

Кроме этого, бухгалтер будет понимать так же и то, что товар на складе отсутствует, ведь в его получении никто не хочет расписываться и брать себе в подотчет!

В курсе этих сделок (косвенно, конечно) может оказаться и уборщица, которая расскажет, что видела на столе директора очень много печатей!

Водитель, например, может рассказать о том, откуда они часто, ну, или не очень часто забирали крупные партии наличных.

Так же это может быть кладовщик, менеджер, финансовый директор и т.п.

Каждый из вышеназванных должностных лиц может совершенно случайно рассказать оперативнику о том, что он знает. Причем рассказывая, даже не подозревать, что передается достаточно важная информация.

Зачастую, почему-то, руководитель уверен в своих помощниках, что они будут, если что, молчать. Но это ошибка!

  1. А ведь опрос как оперативное мероприятие является для опрашиваемого делом добровольным, когда от ответа на вопросы можно было бы и отказаться.
  2. Как «хитрят» оперативники при проведении опроса?
  3. Составляют протокол, что само по себе уже «страшно» для многих.

Протокол пишет полицейский, а дающему дают только расписаться. Ну и кто бы его перечитывал, что там написано? Про 51 статью Конституции никто не предупреждается, ведь это всего на всего ОПРОС!

А иногда и протокол не составляют! Важна информация. А затем в рамках ОРМ сотрудники полиции почему-то очень хорошо осведомлены где и что «плохо» лежит и хранится и точечно все изымают.

В качестве вывода: не расслабляться и помнить, что «враг» не дремлет!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *