Обзор практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 г.

Обзор практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2015 г.

Конституционное право на жилище является основным правом человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях.

Также конституционное право распространяется на предоставление жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, на оказание содействия гражданам в улучшении их жилищных условий, а также на гарантию неприкосновенности жилища, исключение случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Право на жилище является субъективным правом граждан и реализуется в различных по юридической природе правоотношениях.

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 1 марта 2005 года.

В последнее время большое внимание органы прокуратуры РФ уделяют исправлению ситуации, связанной с непредоставлением в срок жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Генеральной прокуратурой РФ с привлечением прокуроров субъектов РФ проводятся регулярные проверки соблюдения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также исполнения расходных обязательств по финансированию мероприятий по обеспечению жильем данной категории граждан. В некоторых случаях даже после вступления решений в законную силу исполнение исчисляется годами.

Основаниями для обращения в суд работников прокуратуры чаще всего являются результаты проверок по обращениям детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или их законных представителей. В I полугодии 2012 г. прокурорами края в защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлено 204 иска.

Пунктом 2 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судебные решения.РФ признание малоимущими

Судья: Москвичева Л.П. Дело № 33-8243/10

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего: Сажина А.В.,

судей: Тебеньковой Л.Г., Харманюк Н.В.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании 20 декабря 2010 года дело по кассационной жалобе АМО ГО «Инта» на решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2010 года, по которому

признан отказ администрации МО ГО «Инта» о признании Ануфриевой Г.Е. нуждающейся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным.

На администрацию МОГО «Инта» возложена обязанность принять Ануфриеву Г.Е. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека по дате подачи заявления в администрацию МОГО «Инта»,

заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Ануфриева Г.Е. обратилась в суд с иском к ответчику об обязании включить ее в очередь на получение жилого помещения как нуждающейся в жилых помещениях с составом семьи 2 человека, признании незаконным отказа о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий.

  • В судебном заседании истица заявленные требования поддержала.
  • Представитель ответчика иск не признала.
  • Суд постановил приведенное выше решение.
  • В кассационной жалобе ответчик с иском не согласен, просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
  • Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит обжалуемый судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая спор и удовлетворяя требования заявительницы, суд исходил из того, что согласно имеющимся в деле документам, истица является нуждающейся в жилых помещениях, так как она и члены ее семьи не работают, не имеют доходов, не пользуются социальными льготами, т.е. являются малоимущими, размер общей площади, приходящейся на одного члена семьи менее учетной нормы. В связи с чем отказ в принятии истицы на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях является незаконным.

По мнению судебной коллегии, данный вывод суда является преждевременным.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном ЖК РФ порядке.

Малоимущими гражданами в целях ЖК РФ являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления, в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом доходов, приходящихся на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Постановлением Администрации МО ГО «Инта» от 11 марта 2010г.

№ 3809 установлен размер стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и членов их семьи для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории МОГО «Инта» в сумме, не превышающей 119140 рублей.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Коми от 10.11.05г. № 119-РЗ, определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с утвержденным Порядком.

Статьей 7 данного Закона предусмотрено, что в составе семьи гражданина при определении среднедушевого дохода семьи и стоимости имущества учитываются проживающие совместно супруги, их дети, родители.

Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане учитываются в составе семьи гражданина, если они были вселены в жилое помещение, в котором они проживают совместно с гражданином в качестве членов семьи гражданина.

Наряду с этим, на федеральном уровне имеются утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 25 февраля 2005 года № 17 Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, которые регламентируют порядок расчета дохода семьи заявителя в случае отсутствия доходов у кого-либо из членов семьи.

В соответствии с пунктом 6.

4 Методических рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации предложено в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем порядок признания граждан малоимущими, предусматривать положения, согласно которым граждан, признанных не имеющих доходов в течение расчетного периода, необходимо исключать из общего состава членов семьи гражданина-заявителя при исчислении среднедушевого дохода семьи.

В этом случае среднемесячный совокупный доход семьи рекомендуется делить не на общее число членов семьи, а на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в расчетном периоде, что позволяет как защитить публичный интерес стимулирования совершеннолетних трудоспособных граждан к трудовой деятельности, так и позволяет гражданам, являющимся малоимущими, реализовать гарантированное им федеральным законом право на постановку на учет для получения жилья самостоятельно, без учета трудоспособных неработающих членов семьи.

Согласно ст.8 Закона Республики Коми от 10.11.05 г. № 119-РЗ совершеннолетние трудоспособные граждане, не имеющие дохода от трудовой, индивидуальной и предпринимательской или иной деятельности в течение всего расчетного периода, исключаются из общего числа членов семьи гражданина при расчете среднедушевого дохода семьи для признания граждан малоимущими.

В этом случае при расчете среднедушевого дохода семьи среднемесячный совокупный доход семьи делится на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в течение всего расчетного периода.

Данная норма подразумевает определение реального материального положения граждан и направлена на установление конкретного, наличествующего дохода с целью выявления малоимущих граждан и постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, истица не работает …, А. уволен …, в службу занятости населения не обращались, на учете в ГУ РК «ЦЗН города Инты» не состоят.

Приведенное выше суждение суда о неправомерности действий Администрации МО ГО «Инта», отказавшей заявительнице в признании нуждающейся в жилых помещениях, сделано без учета того, что заявитель желающий и имеющий право быть признанным малоимущим обязан подтвердить своё право на признание таковым, в том числе, предоставляя документы о том, что он не имел дохода по независящим от него причинам.

Ануфриева Г.А. обратилась в администрацию МО ГО «Инта» с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, ею были предоставлены необходимые документы.

Однако, в связи с тем, что сведения о доходах истицы и третьего лица за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления не были предоставлены, Администрация МО ГО «Инта» …

отказала истице в принятии на учет.

  1. Законом Республики Коми № 119-РЗ « О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми» статьей 2 определен перечень документов, необходимых для предъявления в орган местного самоуправления по месту жительства с целью признания семьи малоимущей, пунктом 5 которой предусмотрено представление документов, подтверждающих доходы гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.
  2. Само по себе отсутствие доходов у трудоспособных граждан не свидетельствует о том, что они должны быть признаны в безусловном порядке малоимущими, юридически значимым для дела обстоятельством в данном случае являются доказательства отсутствия у гражданина дохода, либо наличие недостаточного дохода по уважительной причине.
  3. При таких обстоятельствах решение суда не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение, при котором суду следует проверить обоснованность принятого Администрацией МО ГО «Инта» решения с учетом всех имеющихся в деле доказательств и приведенных норм закона.
  4. Руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия
  5. О П Р Е Д Е Л И Л А :
  6. Решение Интинского городского суда Республики Коми от 28 октября 2010 года отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
  7. Председательствующий:
  8. Судьи:
Читайте также:  Образец ходатайства о допросе свидетелей и проведении очных ставок

Верховный Суд Российской Федерации утвердил важный обзор практики рассмотрения судами дел, по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В обзоре, утвержденном 23 декабря 2015 года, Президиум Верховного Суда Российской Федерации проанализировал и обобщил практику причин снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.          

Первое, на что обратил внимание Верховный Суд РФ это то, что каждое решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ. Если же данное основание не указано, снятие с учета граждан будет незаконным.

Верховным Судом РФ также сделан акцент на то, что перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим.

Например, факт предоставления гражданину земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не может служить основанием снятия с учета, так как такое основание не предусмотрено частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

До принятия вышеуказанного обзора у судов также возникали вопросы о том, снимать или нет с учета граждан, которые приобрели право собственности на жилое помещение, призывное в установленном порядке непригодным для проживания. Верховный Суд РФ разрешил данную спорную ситуацию, установив, что приобретение данного жилого помещения не свидетельствует об улучшении жилищных условий гражданина и не может являться основанием для снятия его с учета.

Еще одной проблемной ситуацией являлось снятие с учета граждан, принятых на учет в качестве нуждающееся в жилых помещениях, ввиду их временного отсутствия.

Верховный Суд РФ разрешил данную проблему, указав, что в случае установления доказательств того, что не проживание граждан по месту их постоянного жительства носило временный характер, судам необходимо удовлетворять требования граждан о восстановлении их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Например, не может служить основанием снятия с учета не проживание гражданина в квартире, где он зарегистрирован по месту жительства, ввиду произошедшего пожара, так как проживать в данном жилом помещении без проведения ремонта не представляется возможным.

Высказанные Верховным Судом РФ позиции способствуют единообразию в применении норм закона и предотвращению необоснованного снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Помощник прокурора ЗАТО г. Озерск  Давыдова М.С.

Возврат к списку

Верховный суд РФ обобщил практику по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих состоять на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма

28 Декабря 2015 г.

23 декабря 2015 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации был утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

В обзоре сообщается, что изучение судебной практики показало, что суды в целом правильно применяют законодательство, регламентирующее основания и порядок снятия с учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенной причиной снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, являлась утрата гражданами оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ), а именно: утрата ими статуса малоимущих (например, вследствие увеличения доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете) и (или) утрата ими статуса нуждающихся в жилых помещениях (например, в связи с увеличением размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи, вследствие получения членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования или выезда члена семьи на другое место жительства либо смерти одного из членов семьи).

Приведем выводы, сделанные Верховным Суд Российской Федерации, которыми должны руководствоваться не только суды, принимающие решения по жалобам, но и органы местного самоуправления, которые непосредственно занимаются вопросами постановки на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и которые полезно знать каждому.

Так, Верховный суд указал, что решение о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, должно содержать указание на основания снятия с такого учета со ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.

Перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, является исчерпывающим. Так, например, предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства не является основанием для снятия с учета нуждающегося в жилье.

В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В качестве примера можно указать, что если уровень доходов граждан стоящих на учете превысит установленный в муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма, то снятие с данного учета является законным.

Отсутствие принятого в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, решения органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим может служить основанием для снятия такого гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В случае изменения состава семьи лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях, расчет размера дохода и стоимости имущества (в целях подтверждения статуса малоимущих граждан) производится с учетом дохода каждого члена семьи, а также стоимости имущества, находящегося в их собственности, в том числе и лица, с учетом которого произошло изменение состава семьи.

Граждане, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, не могут быть сняты с учета в связи с тем, что они не относятся к малоимущим гражданам.

Изменение органом местного самоуправления после постановки граждан на учет учетной нормы площади жилого помещения не может служить основанием для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

То есть, если после того как гражданин был поставлен на учет будет изменен размер учетной норы (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях), например, уменьшен, то переоценка прав граждан уже стоящих на учете в связи с данным изменением не допускается. Приобретение гражданином, состоящим на учете, права собственности на жилое помещение, признанное в установленном порядке непригодным для проживания, не свидетельствует об улучшении его жилищных условий и не может являться основанием для снятия его с учета.Временное отсутствие граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по месту своего жительства не может служить основанием для снятия их с учета по п. 3 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Так, если гражданин проходил длительное стационарное лечение в ином городе, то снять с учета его не имеют право. Граждане могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, если из представленных ими документов в целях постановки на учет усматривалось, что не имелось оснований для постановки их на указанный учет.

Читайте также:  Интеллектуальные (творческие) отношения и гражданское право

Выявление в документах, представленных гражданами в орган, осуществляющий принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сведений, не соответствующих действительности, может служить основанием для снятия граждан с учета по п. 6 ч. 1 ст.56 ЖК РФ при условии, что именно эти сведения могли повлиять на принятие решения о постановке указанных граждан на учет.

II обзор судпрактики Верховного суда за 2021 год: тезисы для УО и ТСЖ

Верховный суд РФ выпустил второй за год обзор судебной практики, куда в числе прочих вошли дела, интересные для управляющих домами организаций. Читайте основные тезисы ВС РФ по разрешению споров о бездоговорном потреблении ресурсов, взысканию расходов на юристов и о нюансах оформления увольнения сотрудников по ТК РФ.

При споре о бездоговорном потреблении ресурсов важно выяснить добросовестность в действиях сторон

В обзор ВС РФ от 30.06.2021 № 2 вошли несколько дел, которые напрямую относятся к сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг и управления домами. Одно из них мы разбирали ранее, рассказав о мнении суда, должна ли УО устранять дефекты, допущенные застройщиком в новом МКД.

Ещё одно интересное для управляющих домами дело в сфере ЖКХ касается взыскания неосновательного обогащения с собственника из-за бездоговорного потребления электроэнергии (п. 6 обзора № 2). Сетевая компания обратилась в суд с иском к собственнику нежилых помещений в МКД. Он считал, что ответчик на протяжении нескольких лет не оплачивал электроэнергию и не заключил договор.

Суд первой инстанции отказал истцу во взыскании, но апелляция и кассация встали на сторону сетевой компании. Верховный суд РФ посчитал, что коллеги неправильно толковали и применяли нормы права.

Бездоговорное – это потребление ресурса при самовольном подключении к сетям дома в отсутствие заключённого договора (п. 2 ПП РФ № 442). При этом, согласно п. п.

25, 26 ПП РФ № 442, обязанность убедиться, что все потребители заключили такие договоры в письменной форме, лежит на сетевой компании.

Если сетевая компания или поставщик ресурса выявила факт безучётного или бездоговорного потребления ресурса, то составляет соответствующий акт (п. 192 ПП РФ № 442). При этом, как подчеркнул ВС РФ, должен присутствовать и сам потребитель (п. 193 ПП РФ № 442).

ВС РФ проанализировал акт, предоставленный истцом, и отметил, что:

  • документ составлен в отсутствие ответчика;
  • уведомление о проверке потребитель получил только на следующий день после подписания акта;
  • начало периода бездоговорного потребления в акте – апрель 2014 года, хотя дом был подключён к сетям истца только в августе 2016 года;
  • нет указания на то, какие именно нежилые помещения в доме компания проверила, то есть нет указаний, что это были именно помещения ответчика.

При этом материалы дела показали, что ещё в 2013 году ответчик заключил договоры энергоснабжения с ТСЖ.

Тогда ещё не действовало требование к собственникам нежилых помещений заключать договоры напрямую с РСО: оно введено с 1 января 2017 года п. 4 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498.

Подключение к сетям нежилых помещений собственник сделал после прибора учёта, установленного ТСЖ.

Таким образом помещения ответчика были изначально надлежащим образом подключены к сетям на основании договора с товариществом собственников. Именно в ТСЖ он оплачивал потреблённую электроэнергию согласно показаниям счётчиков.

Обзор практики рассмотрения судами в 2013 — 2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2015)

В случае утраты гражданами одного из оснований, дающих им право на получение по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, граждане подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

В рассматриваемом обзоре судебной…

Видео-новости от VDO.AI на News.123ru.net Україна розраховує на зацікавленість інвесторів із США до титанової галузі Вам будет интересно (NewsHunter):

123ru.net — быстрее, чем Я…

, самые свежие и актуальные новости Вашего города — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму.

После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации.

Если у Вас есть интересные фото Вашего города или других населённых пунктов Вашего региона мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Вашем городе можно самостоятельно через форму.

Новости 24/7 Все города России

m123n 9 off

Все новости 123ru.net сегодня (новый формат)

Новости России

123ru.net — ежедневник главных новостей Вашего города и Вашего региона. 123ru.net — новости в деталях, свежий, незамыленный образ событий дня, аналитика минувших событий, прогнозы на будущее и непредвзятый взгляд на настоящее, как всегда, оперативно, честно, без купюр и цензуры каждый час, семь дней в неделю, 24 часа в сутки.

Ещё больше местных городских новостей Вашего города — на порталах News-Life.pro и News24.pro. Полная лента региональных новостей на этот час — здесь. Самые свежие и популярные публикации событий в России и в мире сегодня — в ТОП-100 и на сайте Russia24.pro. С 2017 года проект 123ru.

net стал мультиязычным и расширил свою аудиторию в мировом пространстве. Теперь нас читает не только русскоязычная аудитория и жители бывшего СССР, но и весь современный мир. 123ru.net — мир новостей без границ и цензуры в режиме реального времени. Каждую минуту — 123 самые горячие новости из городов и регионов.

С нами Вы никогда не пропустите главное. А самым главным во все века остаётся «время» — наше и Ваше (у каждого — оно своё). Время — бесценно! Берегите и цените время. Здесь и сейчас — знакомства на 123ru.net. Отели в Москве — здесь.

Разместить свою новость локально в любом городе (и даже, на любом языке мира) можно ежесекундно (совершенно бесплатно) с мгновенной публикацией (без цензуры и модерации) самостоятельно — здесь.

. О сайте

Бесплатное размещение статьи на 123ru.net Мобильная версия сайта суперфутер 123ru.net — международная интерактивная информационная сеть (ежеминутные новости с ежедневным интелектуальным архивом). Только у нас — все главные новости дня без политической цензуры. «123 Новости» — абсолютно все точки зрения, трезвая аналитика, цивилизованные споры и обсуждения без взаимных обвинений и оскорблений. Помните, что не у всех точка зрения совпадает с Вашей. Уважайте мнение других, даже если Вы отстаиваете свой взгляд и свою позицию. Ru24.net — облегчённая версия старейшего обозревателя новостей 123ru.net.

Мы не навязываем Вам своё видение, мы даём Вам объективный срез событий дня без цензуры и без купюр. Новости, какие они есть — онлайн (с поминутным архивом по всем городам и регионам России, Украины, Белоруссии и Абхазии).

123ru.net — живые новости в прямом эфире!

В любую минуту Вы можете добавить свою новость мгновенно — здесь.

Новости от наших партнёров в Вашем городе

Russian.city Музыкальные новости Новости России Экология в России и мире Спорт в России и мире Moscow.media

Жилье непригодно для проживания. Порядок дальнейших действий

Для начала укажем, что общие вопросы обеспечения жильем граждан (в том числе и инвалидов) достаточно подробно проанализированы в Определении Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 № 551-О-О (опубликовано в «Вестнике Конституционного Суда РФ», № 6, 2011).

Всем, кого интересует проблема улучшения жилищных условий, настоятельно рекомендуем обратиться к этому определению.

Настоящая статья разбита на пункты для удобства восприятия, кроме того, по тексту статьи имеются ссылки на ее пункты.

1. Жилое помещение должно соответствовать требованиям раздела II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47).

Читайте также:  Обзор судебной практики верховного суда российской федерации № 3 (2016) по уголовным делам

Указанное положение предусматривает (п. 33), что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

— ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

— изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Также в этом положении предусмотрено (п.

34), что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Следовательно, жилые помещения со значительным процентом физического износа, с деформированными и/или поврежденными фундаментом и/или стенами являются непригодными для проживания (а многоквартирный дом – аварийным).

2. Приведем некоторые показатели, свидетельствующие о непригодности (аварийности) жилого помещения (многоквартирного дома).

Так, согласно п. 2.3.  Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, которое утверждено Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05.11.1985 № 529 (далее – Положение 1985 г.

) к непригодным для проживания относятся бараки, которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение, предназначенное для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы — 10 — 20 лет.

Помимо этого, согласно п. 2.2. Положения 1985 г к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%, а также каменные дома с физическим износом свыше 70%.

Также следует учитывать, что согласно Постановлению Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», что для жилых зданий с деревянными, брусчатыми стенами установлен процент износа – 2% в год.

  • Следовательно, износ (по нормативам) деревянного дома за пятьдесят лет составит 100%. 
  • Значит, если гражданину принадлежит деревянный жилой дом, построенный около 40-50 лет назад, то весьма высока вероятность того, что такой дом непригоден для проживания вследствие износа несущих конструкций и потери ими несущей способности.
  • 3. Необходимо учитывать, что в результате оценки (исследования) жилого помещения может быть принято одно из следующих решений:
  • — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  • — о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  • — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  • — об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
  • Исходя из этого, гражданину (особенно это касается собственника жилья) необходимо добиться того, чтобы принадлежащее ему жилое помещение было признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту (реконструкции) — пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Непригодное для проживания жилое помещение является не подлежащим ремонту реконструкции, если капитальный ремонт жилого помещения экономически и технологически нецелесообразен, т. е. если ремонт такого помещения подразумевает смену стен и фундамента.

Иными словами, если жилому помещению необходим такой ремонт, который означает по существу, постройку нового жилья, то такое помещение признается не подлежащим ремонту (реконструкции).

Вопрос о том, подлежит ли жилое помещение ремонту (целесообразен ли такой ремонт) обычно решается в судебном порядке при оспаривании решения межведомственной комиссии (об этом ниже) в ходе проведения строительной экспертизы.

Если же жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации собственник жилого помещения не получает никаких возможностей, у него не возникает права на первоочередное улучшение жилищных условий. Ведь согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (в том числе и ремонт).

Если жилое помещение признано не отвечающим установленным требованием, но при этом признано, что ремонт такого помещения возможен, то в такой ситуации наниматель жилого помещения по договору социального найма вправе рассчитывать лишь на временное переселение в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома — ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации (если наймодатель (муниципальное образование) такой ремонт (такую реконструкцию) все же будут проводить).

4. Далее укажем примерный план действий для признания жилого помещения непригодным для проживания (и не подлежащим ремонту).

Согласно п.

7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение) признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Согласно п.

7 и п. 8 Положения жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и жилые помещения, находящиеся в частной собственности граждан признаются пригодными (непригодными) для проживания межведомственной комиссией, создаваемой администрацией муниципального образования, на территории которого расположено жилое помещение.

При этом согласно п. 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

  1. Таким образом, вначале необходимо обратиться в администрацию муниципального образования с заявлением о создании межведомственной комиссии и о проведении этой комиссией оценки (обследования) жилого помещения для решения вопроса о его пригодности (непригодности) для проживания.
  2. К данному заявлению необходимо приложить копии следующих документов:
  3.  — правоустанавливающий документ на жилое помещение (свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве на наследство, договор приватизации, зарегистрированный БТИ, договор социального найма или ордер),
  4. — заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения,
  5. — заявления, фотографии дома, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
  6. Если заявитель не приложит заключение проектно-изыскательской организации и/или правоустанавливающий документ на жилье (при условии, что права на жилье не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость), то заявление возвращается гражданину без рассмотрения. 

Для получения заключения проектно-изыскательской организации необходимо обратиться к любой организации, имеющей допуск на выполнение проектных работ и работ по техническому обследованию зданий и сооружений (выданный в установленном порядке – см. ст. 47 и ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации) с просьбой провести обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого дома.

  • Результатом такого обследования и будет заключение проектно-изыскательской организации, которое следует приложить к своему заявлению.
  • В течение 30 дней с момента подачи заявления (с приложением) межведомственная комиссия для оценки жилого помещения должна быть создана местной администрацией.
  • В случае бездействия местной администрации и/или межведомственной комиссии подается жалоба в прокуратуру либо в суд (в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации).
  • Администрация муниципального образования по итогам рассмотрения заявления гражданина обязана создать межведомственную комиссию.

Согласно п.

42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. 

При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения (п. 43 Положения).

  1. В результате своей работы комиссия выносит одно из следующих решений:
  2. — о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
  3. — о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
  4. — о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
  5. — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
  6. — о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
  7. — об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *