Обобщение судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2015 года

(Продолжение. Начало в № 1.2017)

Применение повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении режима потребления тепловой энергии, в частности, при превышении температуры обратной сетевой воды или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами в правоотношениях управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, складывающихся по поводу приобретения коммунальных ресурсов для нужд собственников помещений обслуживаемых многоквартирных домов.

Обстоятельства спора

            Ресурсоснабжающая компания обратилась в суд с иском о взыскании с управляющей компании задолженности за потребленную тепловую энергию, в том числе задолженности за перегрев обратной сетевой воды.

Возражая против заявленного требования, управляющая компания указала, что ответственность за нарушение эксплуатации тепловых энергоустановок может быть возложена на потребителя только при наличии его вины в несоблюдении правил, доказательств наличия которой истцом не представлено.

  • Анализ действующего законодательства и судебной практики
  •             Согласно части 1 статьи 3 Закона № 190-ФЗ организация отношений в сфере теплоснабжения должна формироваться на основе таких принципов как обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.
  •             В силу пункта 15 статьи 2 названного Закона режим потребления тепловой энергии – процесс потребления тепловой энергии, теплоносителя с соблюдением потребителем тепловой энергии обязательных характеристик этого процесса в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими регламентами, и условиями договора теплоснабжения.

            В соответствии с пунктом 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115, среднесуточная температура обратной сетевой воды не должна превышать заданную температурным графиком температуру более чем на 5 %.

  1.             В соответствии с пунктом 26 Правил № 808 режим потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя предусматривает, в частности, показатели качества возвращаемых в тепловую сеть или на источник тепловой энергии теплоносителей и конденсата.
  2.             Законом № 190-ФЗ предусмотрено обязательное применение установленных органами регулирования повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами (часть 4 статьи 9).
  3.             При разрешении споров между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями о взыскании задолженности за потребленный коммунальный ресурс (отопление) возникают вопросы относительно возможности привлечения исполнителя коммунальных услуг к ответственности за нарушение режима потребления тепловой энергии, в частности, за превышение температуры обратной сетевой воды, при этом следует отметить, что на дату составления настоящего обобщения практика арбитражных судов по данному вопросу немногочисленна, однако все суды округов придерживаются единого мнения.

            Так, в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.10.2015 по делу № А46– 16957/2014 указано следующее.

            Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 541, пункта 1 статьи 544 ГК РФ, статьи 8, пункта 1, 14 статьи 157 ЖК РФ, пришел к выводу о том, что общество не вправе требовать от компании оплаты тепловой энергии сверх потребленной многоквартирным жилым домом по показаниям прибора учета. При этом суд указал, что жилищным законодательством не предусмотрены меры ответственности потребителей за превышение температуры обратной сетевой воды. Суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что в данном случае компания не имеет самостоятельных экономических интересов, отличных от интересов граждан – потребителей, следовательно, ее обязательства перед организациями, осуществляющими поставку соответствующих ресурсов, не должны быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с населением.

            С учетом особенностей субъектного состава сторон спора суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о неприменении к спорным правоотношениям положений пунктов 1, 21 Правил № 808, пункта 9.2.

1 Правил № 115, пунктов 10, 22.

1 Методических указаний в качестве устанавливающих правило об обязанности исполнителя коммунальных услуг (ответчика) оплачивать условно-постоянные расходы, неустойку, начисленную в связи с превышением температуры обратной сетевой воды.

            Аналогичной позиции придерживается Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 27.05.

2015 по делу № А07–11099/2014, при направлении дела на новое рассмотрение указавший, что суд не учел, что тепловая энергия и горячая вода поставлялись ответчику для предоставления гражданам – потребителям коммунальных услуг, не проверил правильность произведенного расчета с применением Методики № 105, поскольку Жилищным кодексом Российской Федерации и Правилами № 307 и № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу – отопление с применением повышающих коэффициентов не предусмотрен, а определение объема потребления коммунального ресурса таким способом, какой установлен пунктом 7.6 договора, противоречит указанным правовым нормам, расчет в этой части не может быть признан правильным.

  • Выработанный правовой подход
  •             Повышающие коэффициенты при нарушении режима потребления тепловой энергии, выразившемся в превышении температуры обратной сетевой воды, к отношениям между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией не подлежат применению, а условия договора ресурсоснабжения об обратном противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
  • Правовое обоснование
  •             Договором теплоснабжения определяется, что при нарушении режима потребления тепловой энергии, в том числе превышении фактического объема потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя над договорным объемом потребления исходя из договорной величины тепловой нагрузки, или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, потребитель тепловой энергии, допустивший указанные нарушения, обязан оплатить теплоснабжающей организации объем сверхдоговорного, безучетного потребления или потребления с нарушением режима потребления с применением к тарифам в сфере теплоснабжения повышающих коэффициентов, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, если иное не предусмотрено жилищным законодательством Российской Федерации в отношении граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями (пункт 23 Правил № 808).
  •             Таким образом, действующее законодательство за превышение температуры обратной сетевой воды предусматривает применение повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения и не дозволяет сторонам самостоятельно определять порядок расчета стоимости потребленной тепловой энергии иным способом, отличным от учета фактического потребления либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем, исходя из утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг, однако при решении вопроса о возможности применения повышающего коэффициента при нарушении режима потребления тепловой энергии необходимо учитывать особенности субъектного состава договора ресурсоснабжения.
  •             Пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ установлен способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией.
  •             В спорных правоотношениях управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг, так как приобретает коммунальные ресурсы на нужды жильцов обслуживаемых жилых домов для целей передачи собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, которые, в свою очередь, являются потребителями услуг, следовательно, заключив договор ресурсоснабжения, компания выступила в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах населения.

            В силу пункта 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

  1.             Таким образом, действующее законодательство допускает применение повышающих коэффициентов только при неисполнении собственниками помещений в многоквартирных домах обязанности по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета.
  2.             Пунктом 15 Правил № 307 предусмотрено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
  3.             Приведенные законоположения в их системном истолковании рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию – исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами – пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.

            Поскольку вышеперечисленными актами жилищного законодательства исключается возможность определения объема подлежащего оплате гражданами – потребителями коммунального ресурса каким-либо иным способом, чем на основании показаний регистрирующих фактическое потребление приборов учета, а при их отсутствии – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, а ответственности в виде применения повышающих коэффициентов при нарушении режима потребления тепловой энергии, выразившемся в превышении температуры обратной сетевой воды, к спорным правоотношениям (управляющая компания – ресурсоснабжающая компания) жилищным законодательством не установлено, то часть 4 статьи 9 Закона № 190-ФЗ, предписывающая обязательное применение установленных органами регулирования повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении режима потребления тепловой энергии, а также условия договора в части обязанности управляющей компании вносить плату за превышение температуры обратной сетевой воды, не подлежат применению к от-02•2017 3 Комментарий специалиста ношениям между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией как противоречащие Жилищному кодексу Российской Федерации и принятым в соответствии с ним правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.04.2016 по делу № А73– 7002/2015 Арбитражного суда Хабаровского края).

  • Неисполнение управляющей компанией требования о проверке готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации перед очередным отопительным сезоном не может служить основанием для непринятия данных приборов учета в качестве расчетных.
  • Обстоятельства спора
  •             Ресурсоснабжающая организация обратилась в суд с требованием о взыскании с управляющей компании задолженности за поставленный коммунальный ресурс, объем которого рассчитан по нормативу, поскольку ответчиком не представлены акты проверки готовности общедомовых приборов учета к отопительному периоду.
  • Анализ действующего законодательства и судебной практики
  •             В силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Читайте также:  У меня есть комната в трехкомнатной квартире, доставшаяся мне по наследству. Дом старый, на что я могу расчитывать когда его снесут?

            В отношении деятельности, связанной с использованием энергетических ресурсов, применяются положения Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1 статьи 5, статья 13 этого Закона).

            Законодательство допускает ведение коммерческого учета энергоресурсов расчетным путем в оговоренных в законе случаях.

            В силу статьи 19 Закона № 190-ФЗ коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (часть 6).

            Согласно пункту 73 Правил №1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей.

            Аналогичные положения содержались в ранее действовавших Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 №Вк-4936, в частности, пункт 7.7 предусматривал, что перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт.

Обобщение судебной практики по итогам 2019 года

  • Обобщение судебной практики
  • по итогам 2019 года
  • Защита интересов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области (далее — Управление) в судах по-прежнему остается одной из приоритетных направлений деятельности Управления и его обособленных подразделений.
  • Обобщение судебной практики способствует выработке единой правоприменительной практики в Управлении в целом, а также имеет целью изучение проблем судебной правоприменительной практики, выработку предложений по формированию единообразного применения законодательства, выявление пробелов и их анализ.
  • Настоящее обобщение судебной практики Управления в рассмотрении дел в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в сфере государственного земельного надзора, в сфере кадастровой оценки, в сфере контроля за деятельностью саморегулируемых организаций составлено на основании судебной практики Управления по итогам 2019 года.
  • Краткий анализ судебной практики по обжалованию действий Управления в сфере государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета
  • Статистическая информация о количестве судебных дел

За 2019 год общее количество судебных споров в сфере государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета на недвижимое имущество и сделок с ним с участием Управления составило – 807 (в 2018 году за аналогичный период общее количество судебных споров  в учетно-регистрационной сфере составило — 1133, т.е. наблюдается значительное уменьшение общего количества судебных споров на 28,8 %).

Информация о количестве судебных дел, по которым было привлечено Управление (в сравнении с 2018 годом)

№ п/п Процессуальный статус Управления в судебном заседании Количество судебных дел
2018 год 2019 год
1. в качестве истца 0 0
2. в качестве заинтересованного лица в арбитражном судопроизводстве, административного ответчика 80 107
3. в качестве третьего лица 969 639
4. в качестве «формального» ответчика,  ненадлежащего ответчика  в исковом производстве, заинтересованного лица в особом производстве 84 61

В большинстве случаев судами Управление привлекалось к участию в судебных процессах в качестве третьего лица (639 судебных дел, что составляет 79,2 % от общего числа судебных дел).

Из принятых к производству судом дел с привлечением Управления в качестве административного ответчика, заинтересованного лица в арбитражном судопроизводстве их большая часть связана с обжалованием иных действий, решений.

Самая малая доля судебных дел касается возврата документов без рассмотрения.

Информация о количестве судебных дел, связанных с обжалованием (по категориям дел)

№ п/п Причины инициирования судебных разбирательств Количество судебных дел
2018 год 2019 год
1. отказ в осуществлении учетно-регистрационных действий 35 27
2. приостановление в осуществлении учетно-регистрационных действий 20 26
3. возврат документов без рассмотрения 7 3
4. обжалование иных действий, решений 18 51

В 2019 году вступило в законную силу 82 судебных решения                (в 2018 году — 66 судебных решений).

Информация о количестве вступивших в законную силу судебных актов в сравнении с 2018 годом

№ п/п Вступившие в законную силу судебные решения Количество судебных решений
2018 год 2019 год
1. вынесены в пользу территориального органа Росреестра 21 75
2. вынесены не в пользу территориального органа Росреестра 9 3
3. требования заявителей удовлетворены частично 0 0
4. прекращено, оставлено без рассмотрения 36 4
5. находятся в производстве 14 25
  1. Возможными причинами изменения (в сторону увеличения) количества судебных дел по оспариванию действий Управления по сравнению с предшествующим отчетным периодом, по мнению Управления, является ненадлежащий выбор заявителями способа судебной защиты по делам, направленным на приобретение гражданских прав и обязанностей.
  2. При этом в 2019 году (в сравнении с 2018 годом) наблюдается уменьшение общего количества дел по обжалованию решений о приостановлении (отказов) в осуществлении учетно-регистрационных действий на 3,6 %, а также дел, по которым Управление привлечено в качестве «формального» ответчика, ненадлежащего ответчика в исковом производстве, на 27,4 %.
  3. В качестве основных мер, направленных на снижение количества данных категорий дел, можно отметить:
  4. — взаимодействие со средствами массовой информации путем размещения статей для публикации по вопросам, относящимся к компетенции Управления;
  5. — организация и проведение рабочих встреч, совещаний совместно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, МФЦ, кадастровыми инженерами по проблемным вопросам, связанным с применением  действующего законодательства и правоприменительной практикой;
  6. — проведение семинаров-тренингов для сотрудников органов местного самоуправления, органов государственной власти, МФЦ по вопросам государственной регистрации и кадастрового учета;
  7. — сбор, обобщение информации об ошибках, допускаемых  специалистами МФЦ  при приеме документов  на государственную регистрацию прав, и  направление в многофункциональные центры для последующего проведения анализа выявленных замечаний и устранения в дальнейшей работе;
  8. — активная консультативная работа специалистами Управления с заявителями на личном приеме;
  9. — информирование граждан путем теле/радиотрансляций по вопросам компетенции Управления;
  10. — организация и проведение «горячей линии» для заявителей по вопросам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
  11. Краткий анализ судебной практики по обжалованию действий Управления в сфере государственного земельного надзора
  12. В первом полугодии 2019 года Управление участвовало в рассмотрении 62 судебных споров (арбитраж — 9, общая юрисдикция — 53) в сфере государственного земельного надзора, из которых 26 постановлений о привлечении к административной ответственности оставлены судом без изменения, 18 постановлений изменено в части санкции, 5 постановлений отменено, 1 решение суда о привлечении к административной ответственности оставлено без изменения, 1 дело прекращено судом, 11 дел находится в производстве суда.
  13. Результаты анализа причин, послуживших основанием для отмены постановлений по делам об административных правонарушениях
Читайте также:  Сколько стоит консультация по делу?
Номер и дата постановле-ния Номер и дата решения, которым отменено постановле-ние Основание отмены Причины отмены Принятые меры по устранению причин и условий, приведших к отмене постановления
№16-313/136 от 02.04.2018

Президиум челябинского областного суда официальный сайт

Список телефонов Челябинского областного суда:

  • Приёмная суда: +7 (351) 239-26-20, +7 (351) 239-28-24
  • Администратор областного суда: +7 (351) 239-26-09
  • Отделы обеспечения
    • судопроизводства по уголовным делам: +7 (351) 239-27-74
    • судопроизводства по гражданским делам: +7 (351) 239-27-33
    • деятельности Президиума суда: +7 (351) 239-27-23
  • Канцелярия суда присяжных: +7 (351) 239-28-12

Режим работы:

  • Понедельник – Четверг: с 09:00 до 18:00
  • Пятница: с 09:00 до 16:45
  • Перерыв: с 13:00 до 13:45

Прием граждан, к. 122:

  • Понедельник, Вторник, Четверг: с 08:30 до 18:00
  • Среда: с 09:00 до 18:00
  • Пятница: с 08:30 до 16:45
  • Приемная работает без перерыва

Приёмная работает по принципу “одного окна”. Сотрудники информационно-справочного бюро ведут приём граждан, отвечают на вопросы, в том числе по телефонам, принимают и выдают документы, осуществляют связь со всеми канцеляриями, архивом и другими структурными подразделениями суда.

Адрес Челябинского областного суда: 454006, Россия, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда, 34

Официальный сайт Челябинского областного суда: http://www.chel-oblsud.ru

E-mail: [email protected]

Адрес Челябинского областного суда в Челябинской области

  Как проехать в суд:

Проезд до остановок «Областной суд», «Площадь павших революционеров», «Центральный рынок»

https://www.youtube.com/watch?v=jsqYv-AmSUU

Образцы кассационных жалоб в Президиум областного суда

СКАЧАТЬ образцы кассационных жалоб в Президиум областного суда можно по ссылкам ниже:

Обобщение судебной практики Челябинского областного суда за третий квартал 2015 года

Так, в Сысертский районный суд Свердловской области поступает много заявлений об оспаривании оказываемых гражданам услуг. Представители Сысертского районного суда, председатель Ольга Лукьянова и судья Александр Транзалов, рассказали “РГ”, почему часть исков остается без удовлетворения. С чем это связано?

Александр Транзалов: В наш суд поступают исковые заявления с требованиями о взыскании компенсации морального вреда за надуманные или незначительные нарушения прав. При этом на судебном заседании мы устанавливаем факт отсутствия каких-либо нарушений или их устранения в добровольном порядке. Истец же тратится на услуги только по составлению искового заявления, представлению интересов в суде.

Например, в заявлении гражданка А.

Нотариат подключится к программе “Цифровой социальный юрист” Помимо требования произвести перерасчет за один месяц сумма иска не превышает и одной тысячи рублей , истица просила взыскать в свою пользу расходы по составлению искового заявления в размере 18,5 тысячи рублей и компенсацию морального вреда – тысяч. Однако еще до получения повестки в суд ответчик самостоятельно произвел перерасчет, но сделал это с нарушением срока, из-за чего требования подлежали частичному удовлетворению: по первому пункту – рублей, размер компенсации морального вреда суд снизил до рублей.

Таким образом, чтобы защитить свои права, истица потратила 18,5 тысячи рублей, а получила только рублей.

Ольга Лукьянова: Сейчас множество юридических фирм заявляет в рекламе: мы решим вопрос с вашими долгами. Недобросовестные юристы пользуются правовой безграмотностью граждан, и человек попадает в западню.

Он выкладывает деньги за их услуги и судебные издержки, ухудшая свое материальное положение.

Кстати, если истцу отказывают в удовлетворении требований, то сторона, в пользу которой принято решение суда, вправе взыскать с другой все понесенные по делу судебные расходы.

Почему многие сразу идут в суд, не пытаясь решить вопрос по-другому? Ольга Лукьянова: Организации, куда люди обращаются с претензией, органы контроля и надзора, не желающие брать на себя ответственность, разъясняют: при несогласии с ответом вы вправе обратиться в суд.

В суде человек испытывает стресс, к тому же тратит время на проблему, которую можно урегулировать до суда, еще и платит госпошлину. Ее сумма зависит от цены иска и характера правоотношений.

Чтобы понять, стоит ли идти в суд, нужно изучить судебную практику по подобным делам и способы досудебного решения конфликта.

МВД взяло под контроль расследования преступлений против пожилых людей Александр Транзалов: Бывают случаи, когда, ознакомившись с материалами дела, приходишь к выводу: гражданин пришел в суд не с целью восстановления своих прав, а чтобы получить дополнительный доход, причинить ущерб другому лицу.

Как правило, юристы помогают аргументировать позицию истца, подкрепить его доводы ссылками на нормативные акты, но нередко обещают выгоду от обращения в суд, что должно наводить на подозрения. Поэтому необходимо тщательно выбирать исполнителя услуг: читать отзывы, после консультации сходить к другому специалисту, чтобы выслушать несколько мнений.

Можно, например, обратиться в прокуратуру по месту жительства, где ежедневно идет прием граждан. Иногда на судебном заседании сторона ответчика разъясняет истцу, как решить проблему без обращения в суд.

Прежде чем подать иск, человек должен ответить на вопрос: чего я хочу этим добиться? Говорят, сумму компенсации морального вреда обычно завышают в несколько раз, рассчитывая выиграть в суде хотя бы половину.

В делах, поступающих к вам, с ответчика всегда требуют баснословные суммы? Александр Транзалов: Возможно, многие действительно для себя заранее определяют сумму иска, которую суд может взыскать, и указывают в иске большие суммы.

В нашей практике редко заявляют требования о компенсации морального вреда в размере более тысяч рублей, разве что в случае причинения значительного вреда здоровью или смерти.

В делах о защите прав потребителей, как правило, указывают адекватные суммы компенсации, но есть исключения, когда люди требуют возместить им ущерб, в несколько раз превышающий цену неоказанной услуги.

Решение суда о размере компенсации всегда субъективно и зависит от характера причиненного вреда, обстоятельств дела, наличия вины.

У нас нет прецедентного права, из-за чего в ситуациях при схожих обстоятельствах и правоотношениях суд присуждает разные суммы.

При необходимости, рассматривая дело, мы назначаем проведение судебной экспертизы. Чем заканчиваются судебные дела о взыскании морального вреда?

Ольга Лукьянова: Многие гражданские споры в нашем суде завершаются заключением мировых соглашений, после чего граждане распределяют между собой судебные расходы. Но иногда они злоупотребляют своими правами и пытаются извлечь из их нарушения прибыль. Проигрывая или получая незначительные суммы в качестве компенсации, люди в итоге обвиняют во всем суд, а не юристов, обещавших им золотые горы.

Ключевой вопрос Сложно ли доказать причинение морального вреда? Александр Транзалов: Один из главных принципов судебного процесса – состязательность.

Важно занимать активную позицию, не пытаться ввести кого-либо в заблуждение, не преувеличивать и не преуменьшать важность события.

Ольга Лукьянова: Истец должен доказать, что ему причинили страдания и почему заявленная сумма иска компенсирует моральный вред.

Определяя размер компенсации, суд учитывает обстоятельства, при которых нарушены права истца, его цели, а также материальное положение ответчика.

Кстати В году в Сысертский районный суд поступило более 30 исковых заявлений к кредитным организациям с требованием о признании условий кредитных соглашений недействительными, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

Гражданка А. По результатам рассмотрения дел суд отказал в удовлетворении требований, поскольку заявления не содержали никаких оснований для этого. Все они оказались составлены директором одной и той же юридической фирмы.

В и годах были аналогичные случаи. В августе прошлого года пожилую покупательницу сбили с ног автоматические двери на входе в торговое заведение. При падении она получила переломы бедренной и плечевой костей, перенесла операцию, после которой последовало долгое лечение и реабилитация.

Однако в компенсации ветерану за пережитые страдания магазин отказал. Тогда с иском к “Пятерочке” обратилась районная прокуратура, потребовавшая взыскать с супермаркета возмещение ущерба и морального вреда на сумму более полумиллиона рублей.

Как пешеходу наказать водителя за одежду, испорченную грязью из лужи Как сообщили в прокуратуре Челябинской области, суд первой инстанции, рассмотрев обстоятельства дела, удовлетворил иск лишь частично. И, приняв во внимание доводы ответчиков о том, что травма получена пенсионеркой по собственной неосторожности, назначил компенсацию расходов на лечение в размере 40 тысяч рублей.

Однако надзорное ведомство с этим решением не согласилось и подало апелляционное представление. По мнению прокуратуры, пережитые покупательницей страдания не учтены в полном объеме.

На сей раз аргументы прокуратуры возымели действие: магазин обязали выплатить пенсионерке компенсацию морального вреда в тысяч рублей.

Новый порядок обжалования решения судов. Что нужно знать?

  • С 1 октября 2019 года в России начал действовать новый порядок апелляционного и кассационного обжалования судебных актов.
  • Чем
    вызваны изменения
    ?
  • Изменения в системе судебного обжалования направлены на ускорение отправления правосудия, обеспечения доступности и усиление степени реального рассмотрения дел в судах апелляционных и кассационных инстанций и снижения нагрузки на Верховный Суд РФ, который до рассматриваемых изменений в процессуальное законодательство был единственной инстанцией для подачи апелляционной жалобы, если первой судебной инстанцией был высший суд субъекта РФ.
  • С 1 октября 2019 года в России заработали 5 апелляционных и 9 кассационных судов общей юрисдикции (полный перечень опубликован ниже).
  • Новые кассационные суды стали
    первой кассацией, которая в отличие от прежней кассации в областных и равных им
    судах будет сопровождаться реальным судебным заседанием, а не определением
    судьи об отсутствии или наличии оснований для передачи дела на рассмотрение
    суда кассационной инстанции.
  • С новыми апелляционными
    инстанциями участники процесса столкнутся при обжаловании решений областных
    (краевых) и равных им судов, принятых по первой инстанции, например, по делам
    об оспаривании кадастровой стоимости.
Читайте также:  Я ищу характеристику от друзей, можете помочь?

«Теоретически
такие изменения в системе гражданского судопроизводства должны способствовать
объективности, реальности отправления правосудия, а также способствовать
физической и финансовой доступности мест рассмотрения апелляционных и
кассационных жалоб. Судить по эффективности такой структуры судебной системы
можно по системе арбитражного судопроизводства, которая функционирует по подобной
схеме уже более 10 лет. Однако каким образом фактически будет работать данная
система, можно будет увидеть только спустя некоторое время», – объясняет общественный юрист Перми Сергей Максимов
и отмечает, что в связи с внесением изменений в порядок подачи обращений в суд,
расходы судов общей юрисдикции на почтовые расходы существенно сократятся. Теперь
эта обязанность возложена на самого инициатора обращения в суд.

Как
теперь обжаловать решения судов?

Как и ранее решения мировых
судей обжалуются в апелляционном порядке в соответствующий районный суд. А
решения районных судов – в региональный суд (краевой, областной,
республиканский).

Решения региональных судов, вынесенные по первой инстанции
обжалуются в новосозданные апелляционные суды общей юрисдикции.

Решения
Верховного Суда РФ вынесенные по первой инстанции обжалуются в Апелляционную
коллегию Верховного Суда РФ.

Требования к содержанию
апелляционной жалобы существенных изменений не претерпели. Но небольшие
новшества есть:

  • в жалобе нужно указывать номер гражданского дела (этот номер можно найти в решении суда или посмотреть на сайте суда вынесшего решение);
  • кроме адреса места жительства можно указать адрес электронной почты, телефон, факс и другие данные стороны;
  • можно отразить ходатайства, которые считаете нужным заявить.

При этом, согласно ст. 322
ГПК РФ, в апелляционную жалобу:

  • нельзя включать требования, которые не заявлялись в ходе рассмотрения дела  в суде первой инстанции;
  • нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы в суде первой инстанции. Исключение составляют случаи, когда  эти доказательства невозможно было представить в ходе судебного разбирательства. Причины, по которым сторона не могла представить доказательства в суд первой инстанции нужно отразить в апелляционной жалобе.

Подача апелляционной жалобы
оплачивается госпошлиной. Сейчас она составляет всего 150 рублей. Однако,
вполне возможно, что её размер будет увеличен, и уплатить госпошлину многим
станет затруднительно.

Поэтому закон предусматривает возможность лицу,
подающему апелляционную жалобу вместо квитанции об оплате госпошлины приложить
ходатайство об отсрочки, рассрочки, уменьшении либо освобождении от уплаты
госпошлины.

Сведения о материальном положении которое не позволяет оплатить
госпошлину должны быть подтверждены приложенными к ходатайству документами
(справка о заработной плате, справка о размере пенсии, копия трудовой книжки,
справка из центра занятости и т.д.).

Сторона, подающая
апелляционную жалобу на судебный акт теперь должна сама направить её копию и
копии дополнительно приложенных к жалобе документов всем другим лицам,
участвующим в деле. Документ, подтверждающий вручение сторонам копии
апелляционной жалобы, должен быть приложен к апелляционной жалобе  Это
требование распространяется и на случаи, когда жалоба подаётся в электронной
форме.

К апелляционной жалобе может
быть приложено ходатайство о приостановлении исполнения судебного акта. Такое
ходатайство должно содержать обоснование невозможности или затруднительности
исполнения.

Как и ранее апелляционная
жалоба подаётся через суд вынесший решение. То есть, если решение вынес мировой
судья, то апелляционную жалобу нужно подавать через мирового судью.

  1. Апелляционную жалобу,
    составленную с нарушением закона, суд оставляет без движения и даёт срок на
    исправление недостатков
    .
  2. Расположение кассационных судов:
  3. 1) Первый кассационный суд
    общей юрисдикции — город Саратов Саратовской области — для Белгородской
    области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской
    области, Липецкой области, Орловской области, Республики Мордовия, Московской
    области, Нижегородской области, Пензенской области, Саратовской области,
    Тульской области.
  4. 2) Второй кассационный суд
    общей юрисдикции — город Москва — для Владимирской области, Ивановской области,
    Костромской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области,
    Тверской области, Ярославской области, города Москвы
  5. 3) Третий кассационный суд
    общей юрисдикции – город Санкт-Петербург — для Республики Карелия, Республики
    Коми, Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области,
    Ленинградской области, Мурманской области, Новгородской области, Псковской
    области, города Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа
  6. 4) Четвертый кассационный суд
    общей юрисдикции – город Краснодар — Краснодарского края для Республики Адыгея
    (Адыгея), Республики Калмыкия, Республики Крым, Краснодарского края,
    Астраханской области, Волгоградской области, Ростовской области, города
    Севастополя.
  7. 5) Пятый кассационный суд общей
    юрисдикции – город Пятигорск Ставропольского края — для Республики Дагестан,
    Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской
    Республики, Республики Северная Осетия – Алания, Чеченской Республики,
    Ставропольского края.
  8. 6) Шестой кассационный суд
    общей юрисдикции – город Самара Самарской области — для Республики
    Башкортостан, Республики Марий Эл, Республики Татарстан (Татарстан), Удмуртской
    Республики, Чувашской Республики – Чувашии, Кировской области, Оренбургской
    области, Самарской области, Ульяновской области.
  9. 7) Седьмой кассационной
    суд
    общей юрисдикции – город Челябинск Челябинской области — для Пермского
    края
    , Курганской области, Свердловской области, Тюменской области,
    Челябинской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры,
    Ямало-Ненецкого автономного округа.
  10. 8) Восьмой кассационный суд
    общей юрисдикции – город Кемерово Кемеровской области для Республики Алтай,
    Республики Бурятия, Республики Тыва, Республики Хакасия, Алтайского края,
    Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, Кемеровской
    области, Новосибирской области, Омской области, Томской области.
  11. 9) Девятый кассационный суд
    общей юрисдикции – город Владивосток Приморского края для Республики Саха
    (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской
    области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной
    области, Чукотского автономного округа.
  12. Для подачи жалобы
    в кассационный суд установлен срок в три месяца
    со дня вступления в силу оспариваемого судебного постановления
    (ныне действует срок шесть месяцев).
  13. Расположение
    апелляционных судов:
  14. 1) Первого апелляционного
    суда общей юрисдикции – город Москва — для Белгородского областного суда,
    Брянского областного суда, Владимирского областного суда, Воронежского
    областного суда, Ивановского областного суда, Калининградского областного суда,
    Калужского областного суда, Костромского областного суда, Курского областного суда,
    Липецкого областного суда, Московского областного суда, Новгородского
    областного суда, Орловского областного суда, Псковского областного суда,
    Рязанского областного суда, Смоленского областного суда, Тамбовского областного
    суда, Тверского областного суда, Тульского областного суда, Ярославского
    областного суда, Московского городского суда.
  15. 2) Второго апелляционного
    суда общей юрисдикции – город Санкт-Петербург — для Верховного Суда Республики
    Карелия, Верховного Суда Республики Коми, Архангельского областного суда,
    Вологодского областного суда, Курганского областного суда, Ленинградского
    областного суда, Мурманского областного суда, Свердловского областного суда,
    Тюменского областного суда, Челябинского областного суда, Санкт-Петербургского
    городского суда, суда Ненецкого автономного округа суда Ханты-Мансийского
    автономного округа – Югры, суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
  16. 3) Третьего апелляционного
    суда общей юрисдикции – город Сочи — Краснодарского края для Верховного Суда
    Республики Адыгея (Адыгея), Верховного Суда Республики Дагестан, Верховного
    Суда Республики Ингушетия, Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики,
    Верховного Суда Республики Калмыкия, Верховного Суда Карачаево-Черкесской
    Республики, Верховного Суда Республики Крым, Верховного Суда Республики
    Северная Осетия – Алания, Верховного Суда Чеченской Республики, Краснодарского
    краевого суда, Ставропольского краевого суда, Астраханского областного суда,
    Волгоградского областного суда, Ростовского областного суда, Севастопольского
    городского суда.
  17. 4) Четвертого
    апелляционного суда общей юрисдикции
    – город — Нижний Новгород
    Нижегородской области для Верховного Суда Республики Башкортостан, Верховного
    Суда Республики Марий Эл, Верховного Суда Республики Мордовия, Верховного Суда
    Республики Татарстан (Татарстана), Верховного Суда Удмуртской Республики,
    Верховного Суда Чувашской Республики, Пермского краевого суда,
    Кировского областного суда, Нижегородского областного суда, Оренбургского
    областного суда, Пензенского областного суда, Самарского областного суда,
    Саратовского областного суда, Ульяновского областного суда.
  18. 5) Пятого апелляционного суда
    общей юрисдикции – город — Новосибирск Новосибирской области для Верховного
    Суда Республики Алтай, Верховного Суда Республики Бурятия, Верховного Суда
    Республики Саха (Якутия), Верховного Суда Республики Тыва, Верховного Суда
    Республики Хакасия, Алтайского краевого суда, Забайкальского краевого суда,
    Камчатского краевого суда, Красноярского краевого суда, Приморского краевого
    суда, Хабаровского краевого суда, Амурского областного суда, Иркутского
    областного суда, Кемеровского областного суда, Магаданского областного суда,
    Новосибирского областного суда, Омского областного суда, Сахалинского
    областного суда, Томского областного суда, суда Еврейской автономной области,
    суда Чукотского автономного округа.

В целях приближения
правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле,
находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в
составе апелляционного суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное
судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.
Постоянное судебное присутствие апелляционного суда общей юрисдикции является
обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *