Субъекты смежных прав

Впервые на законодательном уровне субъекты и объекты смежных прав были определены в 1936 году в Австрии. Существующие сегодня нормативные акты касаются определенных результатов интеллектуальной и физической деятельности человека. Далее рассмотрим подробнее данную тему. Итак, смежные права: понятие, объекты, субъекты.

Субъекты смежных прав

Общие сведения

В 1941 году в итальянском законодательстве впервые был использован термин «примыкающее право». С течением времени категория, на которое оно распространялось, расширилась.

К примеру, смежные права в некоторых случаях могут быть связаны с произведениями, не охраняемыми авторским правом. В этом случае они считаются всеобщим достоянием.

Так, фортепианный концерт, написанный Бетховеном, может исполняться в концертном зале либо быть записан на диск.

Субъекты смежных прав

Объекты смежных прав: понятие

Субъекты смежных прав

Постановки

Эти объекты смежных прав выступают в качестве одной из форм исполнения. Например, чтобы сыграть какую-либо театральную пьесу, актеры должны изобразить роли героев.

Вместе с этим, если в ходе произведения в качестве действующих лиц будут выступать играющие актеры, то есть непосредственно театральные исполнители, то артистам нужно одновременно представить и их игру.

Таким образом, понятие «исполнение» распространяется и на постановку тех или других произведений. Здесь следует сказать о том, что смежное право начинает действовать только в том случае, если выступление транслируется.

Кабельное и эфирное вещание

В данном случае трансляция осуществляется посредством передачи набора изобразительных и звуковых сигналов. Они посылаются в эфир прямо либо с помощью спутника или прочим способом.

При кабельном вещании в качестве «передатчика» выступает оптическое волокно, провод, кабель и так далее.

Объекты смежных прав в данном случае – это непосредственно передачи, созданные организациями самостоятельно либо за счет их средств другими по заказу.

Субъекты смежных прав

Исполнители, производители и организации вещания

Субъекты смежных прав

Объекты авторского и смежного права

В первую очередь, следует отметить тесную взаимосвязь между этими категориями. Как выше было сказано, в ряде случаев объектами смежных прав являются произведения, считающиеся всеобщим достоянием.

Однако, как правило, созданные продукты дополнительно охраняются законом. В частности, речь идет об авторском праве. Например, нельзя создать фонограмму песни, не используя ее слова и музыку.

Последние, в свою очередь, сочиняются поэтом и композитором.

Также невозможно осуществить теле- или радиотрансляцию без участия хореографов, исполнителей, драматургов, декламаторов или другого лица, выступающего в качестве носителя смежного или авторского права. Данный момент регламентирован соответствующими законами. Определенные объекты смежных прав нельзя воспроизводить без разрешения на это создателей и исполнителей.

Согласие должно быть при этом оформлено в соответствующем договоре. Закон достаточно жестко регламентирует данную сферу.

Например, чтобы транслировать по кабелю или в эфир какой-нибудь спектакль, вещательная компания должна получить согласие не только режиссера-постановщика, но и участвующих в пьесе актеров, и непосредственно автора того литературного произведения, которое легло в его основу.

Субъекты смежных прав

Возможности исполнителей

Этой категории принадлежат исключительные неимущественные и имущественные права на объект.

Исполнителям гарантируется охрана имени и защита постановки либо исполнения от разного рода искажения и прочего посягательства, которое может нанести ущерб его достоинству и чести.

Эти лица осуществляют свободное использование объектов смежных прав. Они могут, в том числе, получать вознаграждение за любую форму воспроизведения продукта.

Исключительное право позволяет исполнителям самостоятельно осуществлять или разрешать иным лицам передачу в эфир или по кабелю постановку или воспроизведение.

Только с согласия этих субъектов возможна запись фонограмм, последующее их проигрывание, в случае если первоначальный продукт был создан не для коммерческих целей. Исполнитель может участвовать в создании аудиовизуальных воспроизведений на договорных началах.

В этом случае все имущественные права, принадлежащие ему, переходят к изготовителю. Исполнитель может разрешать сдачу либо сам сдавать в прокат фонограммы с его непосредственным участием, опубликованные в коммерческих целях.

Право передачи в прокат, как правило, переходит к создателю записи по заключенному договору. Вместе с этим у исполнителя сохраняется возможность получать вознаграждение.

Ограничения

Субъекты смежных прав

Возможности производителей фонограмм

Несмотря на то что создание звукозаписи не считается формой искусства, от ее качества будет зависеть провал либо успех исполнителя. Это особенно актуально для певцов. Для них важно, чтобы их голос не был на фонограмме хуже, чем при реальном исполнении.

Производитель записи может сам или разрешать другим воспроизводить, переделывать, осуществлять прочую обработку, сдавать в прокат, продавать, импортировать ее экземпляры. В данном случае стоит отметить, что проданные и воспроизведенные с ведома создателя фонограммы далее распространяются без выплаты ему вознаграждения и без его ведома.

Если говорить о прокате, то использование записи в данной форме всегда находится в ведении производителя, вне зависимости от того, кто будет выступать в качестве собственников экземпляров.

Воспроизведение без согласия создателя и исполнителя

Фонограмма может быть опубликована в коммерческих целях без ведома владельцев смежных прав. Однако в этом случае им должно выплачиваться вознаграждение.

Если для продажи записи было получено согласие и производителя, и исполнителя, то основания для ее дальнейшего широкого воспроизведения в коммерческих целях отсутствуют. В этом порядке осуществляется передача ее по кабелю или в эфир.

Также на этом основании выполняется и публичное ее исполнение в дальнейшем.

Субъекты смежных прав

Субъекты смежных правВ статье “Субъекты смежных прав” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP Вы узнаете о лицах, которым принадлежат различные интеллектуальные права в сфере права, смежного с авторским. Статья будет полезна в первую очередь певцам, актерам, танцорам, другим исполнителям, так как именно они чаще всего и выступают правообладателями смежных прав. Кроме того, статью “Субъекты смежных прав” будет полезно прочесть тем, кто теми или иными способами использует исполнения и иные объекты смежных прав.Если у Вас возникнут вопросы по тексту, пожалуйста, присылайте их на наш почтовый ящик info@sumip.ru. Ни одно сообщение мы не оставляем без внимания.

1. Субъекты смежных прав: понятие

Субъекты смежных прав – это лица, которым принадлежат интеллектуальные права на объекты прав, смежных с авторскими.

Лицо может стать субъектом смежных прав на основании закона, договора, в результате наследования смежных прав умерших граждан или реорганизации юридических лиц. Первоначально субъекты смежных прав – это всегда лица, которые создали в результате самостоятельного труда один из пяти возможных объектов смежных прав.

В отличие от субъектов авторского права, первоначальными субъектами смежных прав могут быть не только физические, но и юридические лица. Последующие (производные) субъекты смежных прав – это лица, к которым смежные права перешли в силу различных юридических фактов, как правило, в результате заключения договора.

Так как смежные права включают несколько категорий прав (подробно об этом написано в главе Права, смежные с авторскими: основные положения), у одного объекта смежных прав может быть несколько субъектов.

Например, личные неимущественные права исполнителя всегда принадлежат только ему самому, однако исключительное право может принадлежать работодателю исполнителя или приобретателю по договору об отчуждении исключительного права.

Кроме того, субъекты смежных прав могут быть правообладателями одного объекта. Такая ситуация возможна, когда в создании объекта интеллектуальной собственности принимало участие несколько субъектов, например, театральный коллектив.

В таком случае каждый участник коллектива совместно с другими обладает исключительным правом.

Впрочем, в большинстве случаев в силу трудовых отношений или договора об отчуждении исключительного права исключительное право переходит к одному лицу.

2. Виды субъектов смежных прав

Виды субъектов смежных прав представлены на схемах. На схеме №1 виды субъектов смежных прав классифицированы в зависимости от вида смежных прав. На схеме №2 субъекты смежных прав изображены в в зависимости от вида охраняемого результата интеллектуальной деятельности, который они создали. Ниже будет более подробно рассказано о каждом из них.

Субъекты смежных прав

1) Правообладатель – это лицо, которому принадлежит исключительное право использования объекта смежных прав. Именно правообладатель вправе разрешать и запрещать другим лицам использование объекта смежных прав, поэтому именно с правообладателем следует заключать лицензионные и иные договоры.

2) Субъекты личных неимущественных прав – исполнители, режиссеры-постановщики и дирижеры.3) Субъекты иных смежных прав – лица, которые вправе требовать указания своего имени или наименования на экземплярах объектов смежных прав.4) Правопреемники – это субъекты смежных прав, к которым права перешли на основании договора или в силу иных юридических фактов.

В первую очередь, к этой группе субъектов смежных прав относятся наследники правообладателей.

Субъекты смежных прав

3. Смежные права исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров

Смежные права исполнителей, режиссеров-постановщиков и дирижеров возникают в силу создания исполнения какого-либо произведения (музыкального, литературного, драматургического и т.д.). Интеллектуальные права исполнителей начали охраняться раньше всех по сравнению с другими субъектами смежных прав.

Исполнитель – это физическое лицо, творческим трудом которого создано исполнение. Закон не содержит исчерпывающего перечня исполнителей, но чаще всего такие субъекты смежных прав это:

  • актеры
  • певцы
  • музыканты
  • танцоры
  • цирковые артисты
  • иные исполнители. Например, исполнителями будут являться и некоторые спортсмены, например, фигуристы. На исполненные ими соревновательные программы также действуют смежные права.

Режиссер-постановщик – это физическое лицо, которое осуществило постановку театрального, циркового, эстрадного или иного зрелищного представления.

Дирижер – это субъект смежных прав, которое руководит исполнением музыкального произведения коллективом исполнителей.

Читайте также:  Приговором суда ф. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.222 ук рф, и ей назначено наказание в виде 6 месяцев лишения свободы без штрафа, условно, с испытательным сроком 6 месяцев

4. Изготовители фонограмм

Субъекты смежных прав не ограничены только исполнителями. На международном и национальном уровне смежные права признаются и за изготовителями фонограмм.

Изготовитель фонограммы – это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись каких-либо звуков.

Изготовитель фонограммы создает материальный объект – фонограмму, которая и охраняется правом интеллектуальной собственности. При этом запись не обязательно должна содержать произведение (объект авторского права).

Смежные права распространяются и на запись звуков природы, звуков, созданных автоматически с помощью компьютерной техники, и так далее.

5. Организации эфирного и кабельного вещания

Организация эфирного или кабельного вещания (вещательная организация) – это юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач.

Если говорить о российских вещательных организациях, их деятельность должна соответствовать законодательству о СМИ.

Статья 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает, что теле- и радиовещание осуществляется организациями на основе лицензии, выдаваемой Роскомнадзором.

Следовательно, такие субъекты смежных прав, как вещательные организации, должны соблюдать требования законодательства о СМИ, чтобы иметь возможность осуществлять смежные права.

6. Изготовители баз данных

Изготовитель базы данных – это физическое или юридическое лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

В приведенном примере следует обратить внимание на слово “организовавшее”, которое значит, что изготовитель – это не обязательно лицо, которое непосредственно осуществляло сбор, обработку и расположение материалов базы данных.

Для выполнения этой работы изготовитель базы данных, как правило, привлекает других лиц, не обязательно работающих по трудовому договору. Однако все эти лица – это не субъекты смежных прав, так как.

они не осуществляют инвестиции в изготовление базы данных, а лишь выполняют работу по заказу будущего правообладателя исключительного права.

7. Публикаторы

Публикаторы – это субъекты смежных прав, которые правомерно обнародовали или организовали обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние, либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Смежные права публикаторов возникают и подлежат защите в силу того, что публикатор осуществляет работу по поиску произведений, которые ранее не были обнародованы, и выпускает их в свет. Тем самым поощряется сохранение и доведение до публики культурного наследия.

В соответствии с Гражданским кодексом публикатором может быть только физическое лицо (гражданин).

Причины введения такой нормы сложно объяснить, ведь деятельность публикатора не обладает признаками творчества, а обнародование произведений или организация обнародования, как правило, осуществляется издательствами.

Почему законодатель решил не наделять смежными правами публикаторов таких субъектов, как юридические лица, остается загадкой.

Полезные ссылки по теме “Субъекты смежных прав”:

1.Параграф из учебника М.А.Волковой2. Оригинальная статья о субъектах смежных прав.3. Если у Вас остались какие-либо вопросы, Вы можете задать их на странице консультации по авторскому праву и смежным правам.

Категории субъектов смежных прав

Смежные права, предусматриваются статьей 1303 ГК Российской Федерации. Их исполняют соответствующие категории субъектов смежных прав, с которыми можно ознакомиться на рис. 1.

Исполнитель или по-другому, автор исполнения – это  гражданин, который при помощи своего творческого труда создает некое исполнение.

Пример 1

Например, артист-исполнитель (актером, певцом, музыкантом, танцором или другим лицом, проигрывается роль, читаются стихи, исполняются песни, также можно играть на музыкальном инструменте либо участвовать в исполнении произведения литературы).

Субъектом исполнения может быть лишь физическое лицо, то есть гражданин.

Режиссером-постановщиком спектакля реализовывается театральная постановка, постановка в цирке, кукольная постановка, эстрадное либо иное театральное представление. В данном случае субъект также представлен физическим лицом.

Субъекты смежных прав

Рисунок 1. Категории субъектов смежных прав

Дирижером эстрадного либо иного оркестра исполняется дирижирование оркестром, создается (при этом предшествовали многочисленные репетиции) исполнение песни, исполняется симфония, опера либо другое музыкальное произведение.

Основа для его смежных прав – это творчество труда по формированию итогового результата его творческой деятельности.

Это может быть, например оркестровое исполнение, зависимого от его самостоятельного, не свойственного другим исполнителям дирижерского замысла исполнения конкретного музыкального произведения.

Определение 1

Изготовитель фонограммы – это гражданин, который обладает инициативой, взятой самостоятельно на себя, а также ответственностью за первую запись звуков исполнения или иных звуков либо отображений этих звуков.

Похожее определение есть в статье 2 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г., однако вместо «изготовителя» в подобном документе используется понятие «производитель фонограммы».

Звуковая запись исполнения либо прочих звуков, а также их отображения называется фонограммой. Исключение в данном случае составляет звуковая запись, которая включена в аудиовизуальное произведение.

Если нет других доказательств, изготовителем фонограммы выступает лицо, чье имя либо наименование указывается на экземпляре фонограммы и его упаковке.

Юридическое лицо, которое реализует сообщение в эфир либо по кабелю радио или телепередач представляет собой организацию эфирного и кабельного вещания.

Вывод 1

Таким образом, вышеуказанные факты трактуют организацию эфирного и кабельного вещания как лишь юридическое лицо. В данном случае субъектов физическое лицо быть не может.

Сообщения радио- или телепередачи

Существует большое количество сообщений радио либо телепередач. Вот некоторые из них:

  • запись информации радио- или телепередачи. В данном случае звуки либо изображения и их отражения фиксируются техническими средствами в некой вещественной форме. Благодаря материальной форме есть возможность неоднократно воспринимать и воспроизводить ее;
  • отображение записи сообщения радио- или телепередачи. В таком случае изготавливается один и более экземпляр записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. Такая запись находится на радио- или телепередачи на электронном носителе. Она также попадает в память ЭВМ, представляет собой воспроизведение. Однако, исключением здесь выступает временность подобной записи и составление неотъемлемой и существенной части технологического процесса, который располагает одной лишь целью. Цель заключается в правомерном использовании записи либо правомерном доведении сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;
  • сообщение может распространяться при помощи продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;
  • ретрансляция. В данном случае сообщение попадает в эфир благодаря спутнику или по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания. При этом в то же время она получает такое сообщения подобной передачи от другой такой организации;
  • доводится сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения так, что любой гражданин обладает доступом к сообщению радио- или телепередачи из всякого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
  • публичное исполнение. В данном ситуации любое сообщение радио- или телепередачи техническими средствами в местах с платным входом свободно от того, воспринимают ли его в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

То есть использование сообщения радио- или телепередачи организации эфирного вещания можно считать как ретрансляцию его в эфир, так и сообщение по кабелю.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

База данных

Изготовитель базы данных – это лицо, которым было организовано создание базы данных и работа по сбору, обработке и расположению входящих в нее материалов.

Замечание 1

Важно отметить, что в том случае, когда отсутствуют доказательства другого базы данных, изготовителем базы данных становится гражданин либо юридическое лицо. Его имя либо наименование указывается обыкновенным способом на экземпляре базы данных и его упаковке.

Отсутствие доказательств иного базой данных, формирование которой вызывает значительные затраты, представляет собой базу данных. Подобная база данных содержит не менее десяти тысяч автономных элементов информации, которые и представляют содержание базы данных. Информация прописана в абзаце 2 пункта 2 статьи 1260 ГК Российской Федерации.

Публикатор – это лицо, которое правомерным путем огласило или организовало оглашение научное, литературное произведение либо произведение искусства, ранее не объявленного и присоединившегося к социальному достоянию (ст. 1282 ГК РФ). Также подобная огласка может находиться уже в общественном достоянии по причине того, что оно не было под охраной авторского права.

Распространять оригинал или экземпляры можно без согласия публикаторы, а также выплаты ему вознаграждения только в том случае, когда объявленный оригинал или экземпляры произведения законно вводились в гражданский оборот через их продажу или прочее отчуждение.

Субъекты смежных прав, их права по праву РФ. Объекты смежных прав

Представление произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении.

Публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств, а также показ АВП в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Посредством исполнения произведение становится доступный третьим лицам. При публичном исполнении происходит использование произведения. Исполнение как объект смежного права возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит процесс возникновения этого объекта. В литературе неоднократно ставился вопрос о возможности рассматривать исполнение как производное произведение, которое является объектом авторского права.

Читайте также:  Образец ходатайства об освобождении задержанного

Требования к исполнению (чтобы получить правовую охрану):

1) Охраняется не всякое исполнение, а то которое является результатом творческого труда;

2) Форма существования исполнения должна позволять воспроизвести его и распространять с помощью технических средств. Каждое исполнение произведения будет порождать новое исполнение, а значит и новый объект правовой охраны.

Фонограммы

То есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в АВП; Фонограмма — это одна из объективных форм выражения произведения, звуковая фиксация. Проблем в разграничении произведения и фонограммы ни в теории ни на практике не существует. Впервые термин появился с введением Основ гражданского законодательства 3 августа 1992 г.

Признаки фонограммы:

1) Звуковая запись, а не какая-нибудь иная, в частности нотная запись не является фонограммой;

2) Запись звуков или их отображений. Под отображением звуков следует понимать их представление в цифровой форме, для чего требуется использование тех средств.

Сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания

Объектом правовой охраны являются сигналы, несущие программы теле и радиопередачи для потребителей. Передача, созданная самой телекомпанией или радиокомпанией будет являться скорее всего или АВП или фонограммой. Охраняться теле и радио сигналы будут независимо от того, будут они нести охраняемые объекты или нет.

Под сообщением, как правило, в законодательстве других стран и в международных договорах понимают совокупность сигналов, несущих программу. Охраняются именно сигналы, а не то что составляет содержание сигналов. Охраняются не просто сигналы, а распространяющиеся. Действие по распространению сигналов именуют вещанием.

Различают эфирное вещание и кабельное. Эфирное – это вещание или передача сигналов средствами беспроволочной связи, т.е. радиоволнами или волнами Герца (в т.ч. через спутник). Кабельное – передача по проводам. Сейчас возникает еще сетевое вещание, под которым понимают вещание через компьютер (может быть как проводной, так и беспроводной).

Базы данных

В части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов — как результат, который потребовал серьезных финансовых, организационных и других затрат и в силу наличия этих затрат. Если база данных не является результатом творческого труда она выступает только как объект смежного права. И наоборот.

Произведения, как объект смежного права

С 1 января 2008 г. в контексте с правом публикатора.

Исполнитель

Автором исполнения признается гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, — артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или др.

— играет роль, читает, декламирует, поет, играет на муз инструменте), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

СП на совместное исполнение принадлежат совместно принимавшим участие в его создании членам коллектива исполнителей независимо от того, образует такое исполнение неразрывное целое или состоит из элементов, каждый из которых имеет самостоятельное значение.

Каждый из членов коллектива исполнителей вправе самостоятельно принимать меры по защите своих СП на совместное исполнение, в том числе в случае, когда такое исполнение образует неразрывное целое.

Права исполнителя:

  • 1) ИП на исполнение;
  • 2) право авторства — право признаваться автором исполнения;
  • 3) право на имя — право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения;
  • 4) право на неприкосновенность исполнения — право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения.
  • Исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений.
  • Авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются бессрочно.
  • Исполнителю принадлежит ИП использовать исполнение любым не противоречащим закону способом.

Использованием исполнения считается:

  1. 1) сообщение в эфир;
  2. 2) сообщение по кабелю;
  3. 3) запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения;
  4. 4) воспроизведение записи исполнения;
  5. 5) распространение записи исполнения;
  6. 6) действие, осуществляемое в отношении записи исполнения и предусмотренное п.

    1 и 2;

  7. 7) доведение записи исполнения до всеобщего сведения;
  8. 8) публичное исполнение записи исполнения;
  9. 9) прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

  10. ИП на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

  11. ИП на исполнение действует на территории РФ в случаях, когда: 1) исполнитель является гражданином РФ; 2) исполнение впервые имело место на территории РФ; 3) исполнение зафиксировано в охраняемой на территории РФ фонограмме; 4) исполнение, не зафиксированное в фонограмме, включено в сообщение в охраняемое эфир или по кабелю, 5) в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Изготовитель фонограммы

Признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного ИФ признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

Изготовителю фонограммы принадлежат:

  • 1) исключительное право на фонограмму;
  • 2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
  • 3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;
  • 4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения.

ИФ осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Исключительное право на фонограмму:

Использовать фонограмму любым не противоречащим закону способом.

Использованием фонограммы считается:

  1. 1) публичное исполнение;
  2. 2) сообщение в эфир;
  3. 3) сообщение по кабелю;
  4. 4) доведение фонограммы до всеобщего сведения;
  5. 5) воспроизведение;
  6. 6) распространение фонограммы;
  7. 7) импорт;
  8. 8) прокат;
  9. 9) переработка фонограммы.

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму. ИП на фонограмму действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы – 50 лет считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение 50 лет после осуществления записи. К наследникам и другим правопреемникам ИП переходит в пределах оставшейся части сроков.

Ип на фонограмму действует на территории рф, когда:

  • 1) изготовитель фонограммы является гражданином РФ или российским юридическим лицом;
  • 2) фонограмма обнародована или ее экземпляры впервые публично распространялись на территории РФ;
  • 3) в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Организацией эфирного или кабельного вещания

Признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).

Ип на сообщение радио- или телепередач. использованием считается:

  1. 1) запись сообщения радио- или телепередачи;
  2. 2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи;
  3. 3) распространение сообщения радио- или телепередачи;
  4. 4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;
  5. 5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;
  6. 6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

ИП право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю. К правопреемникам переходит в пределах оставшейся части срока.

Изготовитель базы данных

Изготовителем базы данных признается лицо, организовавшее создание базы данных и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов. При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

Изготовителю базы данных принадлежат:

  • Исключительное право изготовителя базы данных;
  • право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

ИП: Изготовителю базы данных, создание которой требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит ИП извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом.

ИБД может распоряжаться указанным ИП.

Лицо, правомерно пользующееся базой данных, вправе без разрешения правообладателя извлекать из такой базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в личных, научных, образовательных и иных некоммерческих целях в объеме, оправданном указанными целями, и в той мере, в которой такие действия не нарушают авторские права изготовителя базы данных и других лиц.

Использование материалов, извлеченных из базы данных, способом, предполагающим получение к ним доступа неограниченного круга лиц, должно сопровождаться указанием на базу данных, из которой эти материалы извлечены.

ИП возникает в момент завершения ее создания и действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания.

Ип ибд действует на территории рф в случаях, когда:

1) изготовитель базы данных является гражданином РФ или российским юридическим лицом;

2) изготовитель базы данных является иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом при условии, что законодательством соответствующего иностранного государства предоставляется на его территории охрана исключительному праву изготовителя базы данных, изготовителем которой является гражданин РФ или российское юридическое лицо.

Публикатор

Публикатором признается гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом. Права публикатора распространяются на произведения, которые независимо от времени их создания могли быть признаны объектами авторского права в соответствии с правилами статьи 1259 настоящего Кодекса.

Публикатору принадлежат:

1) ИП публикатора на обнародованное им произведение;

2) право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

Публикатору произведения принадлежит ИП использовать произведение способами, предусмотренными 1270 (кроме перевода и практической реализации).

Публикатор произведения может распоряжаться указанным исключительным правом.

ИП публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Ип право публикатора распространяется на произведение:

  • 1) обнародованное на территории РФ, независимо от гражданства публикатора;
  • 2) обнародованное за пределами территории РФ гражданином РФ;
  • 3) обнародованное за пределами территории РФ иностранным гражданином или лицом без гражданства, при условии, что законодательством иностранного государства, в котором обнародовано произведение, предоставляется на его территории охрана ИП публикатора, являющегося гражданином РФ;
  • 4) в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Субъекты и объекты смежных прав

  • Субъекты смежных прав:
  • 1) исполнители— актеры, певцы, музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля и дирижер;
  • 2) изготовитель фонограммы— физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков; при отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре обычным образом;
  • 3) организация эфирного и кабельного вещания— юридическое лицо, осуществляющее в качестве своей основной деятельности передачу в эфир или по кабелю радио или телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.
  • Объектами смежных прав являются:
  • 1) объекты прав исполнителей – результаты исполнительской деятельности артистов исполнителей, режиссеровпостановщиков спектаклей и иных театральнозрелищных пред ставлений, дирижеров, если эти результаты выражаются в форме, допускающей их распространение с помощью технических средств, в том числе с помощью звукозаписи или видеозаписи, путем трансляции по радио или телевидению;
  • 2) объекты прав производителей фонограмм на запись – звукозаписи и видеозаписи со звуком и без звука;
  • 3) объекты прав организаций эфирного и кабельного вещания – передача в эфир или передача по кабелю радио и телевизионных сигналов, посредством которых радио или телевизионные программы доводятся до неопределенного круга лиц.

Объектами исполнительских правявляются исполнения как таковые, к которым относятся представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца либо в непосредственном контакте с аудиторией, либо с помощью технических средств. Объектами смежных прав являются также звукозаписи ивидеозаписи как со звуком, так и без звука (записи).

Объектом смежных прав организаций эфирного и кабельного вещанияявляется передача как набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых через эфир или по кабелю, созданная самой организацией или по ее заказу за счет другой организации. Передача как объект смежных прав предполагает определенные творческие усилия со стороны ее создателей, которые требуют предоставления смежных прав.

  1. Личные неимущественные права авторов
  2. Личные неимущественные права— права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.
  3. Различают:
  4. 1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;
  5. 2) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора:

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);

  • 3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
  • 4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).
  • Право авторства

– право создателя произведения быть признанным обществом в качестве автора этого произведения на основе факта его создания. На основе данного права автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другими лицами. Право авторства возникает в связи с фактом создания произведения и не требует специальной регистрации в какомлибо органе власти.

  1. Признаки права авторства:
  2. а) право авторства осуществляется только автором и неотчуждаемо от личности автора;
  3. б) право авторства не переходит в порядке универсального правопреемства.
  4. Право на имя— возможность автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним), с выбором способа и полноты указания своего имени.
  5. Право на обнародование— право самостоятельно или при помощи иной формы на осуществление доступности произведения для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.
  6. Право на отзыв— право отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения с возмещением причиненных таким отказом пользователю убытков, в том числе упущенной выгоды.
  7. Право на защиту репутации автора— право автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.
  8. Имущественные права на использование произведения науки, литературы, искусства
  9. Имущественные авторские права— права автора или иного правообладателя использовать произведение указанными в законе или договоре способами за вознаграждение.
  10. Имущественные права включают в себя право:
  11. а) воспроизводить произведение (право на воспроизведение) – повторное придание произведению объективной формы, хотя бы и не совпадающей с первоначальной, в том числе издание и переиздание, тиражирование звукозаписей и видеозаписей;

б) распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и т. д. (право на распространение) – право отчуждения экземпляров, представляющих собой материальный носитель произведения;

  • в) импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт), – распространение экземпляров произведения на территории зарубежных государств;
  • г) публично показывать произведение (право на публичный показ) – демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного помещения, или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц;
  • д) публично исполнять произведение (право на публичное исполнение) – такое воспроизведение музыкального или драматического произведения, когда образы его воплощаются в звуки или определенные телодвижения, а восприятие такого воспроизведения является непосредственным и осуществляется неопределенным кругом лиц (зрителей);
  • е) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир). Передача в эфир подразумевает сообщение произведения с помощью передачи сигналов;
  • ж) сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
  • з) переводить произведение (право на перевод) – право самостоятельно переводить произведение на другой язык или разрешать осуществлять перевод другому лицу;
  • и) переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);
  • к) сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *