Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Целевое обучение — одна из самых популярных тем нашего блога, ведь оно гарантирует бесплатное образование и трудоустройство после вуза. В этой статье вы получите ответы на самые частые вопросы о нюансах целевого обучения. 

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

К кому обратиться с вопросами по целевому обучению в первую очередь?

Самый простой и в то же время надежный способ — обратиться в приемную комиссию вуза, куда вы планируете поступать. Там вам должны подсказать, с какими организациями можно заключить целевой договор по вашему направлению. Иногда информацию о целевом обучении можно найти и на сайте выбранного учебного заведения.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Целевое направление может получить любой человек?

Поступление на целевое обучение состоит из двух этапов: заключение целевого договора и само поступление в вуз. Вы должны соответствовать критериям организации, чтобы заключить договор, и критериям вуза — например, иметь необходимый набор предметов и количество баллов. Каких-то особенных требований к будущим целевикам нет.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Может ли выпускник прошлых лет получить целевое для поступления?

Официально это не запрещено и часто практикуется, но могут быть исключения — для большей уверенности лучше все же спрашивать у организации, с которой вы заключаете договор.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Может ли иностранный гражданин получить целевое направление?

В положении о целевом обучении ограничений для иностранных граждан нет. Однако мы советуют уточнить этот вопрос у своей организации, так как каждое учреждение самостоятельно принимает решения по требованиям к целевикам.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Доступно ли целевое направление людям, уже получившим высшее образование?

Только если первое образование вы получили, обучаясь на платной основе. Государство гарантирует только одно бесплатное образование, поэтому после бюджета поступить на целевое невозможно.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Можно ли взять целевое направление в другом городе?

Целевое обучение и последующая работа не по месту прописки разрешены. Нужно только найти организацию, которая готова заключить договор. 

Подробнее об опыте целевого обучения в другом городе вы можете узнать из интервью:

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Можно ли перевестись на целевое обучение на 2/3/4 курсе?

С 1 января 2019 года студенты получили право на перевод на целевое обучение вне зависимости от того, на каком курсе они учатся.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Можно ли подписать договоры с несколькими предприятиями и подать документы на поступление на целевое в разные вузы?

Теоретически вы не ограничены количеством заключаемых договоров, только количеством заявок на поступление в вузы — пять вузов максимум. Но в итоге вам нужно будет оставить только один договор с предприятиями, а остальные разорвать.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Можно ли сначала попробовать поступить на бюджет, а при неудаче заключить целевой договор?

К сожалению, это невозможно. Отбор на целевые места происходит до отбора в общем конкурсе — если вы узнаете о неудаче с бюджетом, подавать документы на целевое уже будет поздно.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Что происходит с целевыми местами, если на них не находится желающих?

Если целевые места не заполняются, то они переходят в общий конкурс.

Должен ли студент выплачивать деньги, потраченные на его обучение, если он решил уйти из университета или был отчислен?

Все условия прописываются в договоре между гражданином (студентом) и заказчиком (организацией), поэтому прежде всего стоит обратиться к конкретному документу. Но по общему правилу при незавершенном обучении или при отказе работать в организации вы должны будете выплатить большой штраф.

Будут ли мне платить зарплату в организации, где я должен работать после целевого обучения?

Да, конечно. Это не стажировка или практика, а полноценная работа. Вы будете получать зарплату в соответствии со своей специализацией и договоренностью с организацией. Единственная особенность работы после целевого обучения — невозможность выбора другого места и, например, ухода ради более высокой зарплаты.

Какие сроки подачи заявления на заключение целевого договора?

Целевой договор необходимо подготовить до подачи документов на целевое обучение в вузе, но конкретных сроков для заключения договора нет. Временные рамки зависят от правил самой организации, так что узнавать про сроки надо у заказчика. 

Подписание целевого договора значит, что я точно поступлю на целевое?

Подписание целевого договора — это выполнение лишь первого этапа поступления на целевое обучение. Оно не гарантирует место в вузе — вам может не хватить баллов или места. В таком случае договор автоматически потеряет силу. 

Есть ли целевое в колледже?

Да, возможность поступить на целевое обучение в колледжи появилась в 2019 году. Процедура не отличается от целевого поступления в вуз: нужно найти орагнизацию-заказчика и подать документы в учебное заведение. 

Подробнее об этом:

Можно ли поступить по целевому, имея балл ниже порогового? 

Это невозможно. Баллы для целевого конкурса действительно ниже, чем для общего конкурса, что упрощает поступление. Но это не значит, что при поступлении на целевое могут «закрыть глаза» на недостающие 1-2 балла. 

Насколько хорошо вы сами знаете правила поступления по целевому направлению?

Ответье на 7 вопросов и узнайте!

Не навреди: как целевой прием повлияет на обучение в ординатуре

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

В начале марта Правительство РФ изменило порядок приема в ординатуру: 48 из 85 специальностей ординатуры стали целевыми. В список попали и образовательные программы для онкологов. Теперь будущие врачи-онкологи смогут поступить в ординатуру только по целевому направлению. 

Чем эта система отличается от советского распределения? При чем тут дефицит региональных врачей? И к чему теперь готовиться медикам, собирающимся в ординатуру? Отвечаем на эти и другие вопросы вместе с Глебом Кондратьевым, заведующим учебной частью кафедры онкологии, детской онкологии и лучевой терапии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, Павлом Брандом, неврологом и кандидатом медицинских наук, и Вадимом Гущиным, хирургом-онкологом клиники Mercy в Балтиморе (США).

Кадры решают

Ординатура — образовательная ступень, следующая после медицинского вуза. Медики идут в ординатуру, чтобы освоить узкую специальность, например, онкологию. Постдипломное образование стоит дорого — около 600 тысяч рублей за два года.

Ординатор не платит за учебу, если поступил на бюджетное или целевое место. Во втором случае студента в ординатуру направляет медицинское учреждение.  Будущий ординатор сам ищет заказчика целевого обучения — больницу — и может выбрать, с кем ему сотрудничать.

Обязанность больницы — предоставить ему рабочее место, а обязанность выпускника — отработать там несколько лет. 

Студент, региональная организация и вуз заключают договор, который будет расторгнут, если не соблюдать условия. Это может произойти, например, если ординатора отчислили или он отказался работать в учреждении, направившем его в ординатуру. В этом случае студенту грозит штраф — сумма, потраченная на его обучение, вместе с компенсацией за использование образовательных ресурсов вуза от библиотеки до научного оборудования, — говорит Глеб Кондратьев.   По словам Кондратьева, новое распоряжение — часть большой государственной программы, призванной обеспечить регионы врачами. Согласно данным РБК, в конце 2018 года регионам не хватало около 100 тыс. врачей и среднего медицинского персонала. Глеб Кондратьев уточняет, что больше всего во врачах нуждается первичное звено — поликлиники.

Целевой порядок приема в ординатуру для будущих врачей-онкологов означает то же самое, что и для всех остальных ординаторов:

Выпускник должен отработать несколько лет в месте, которое направило его в ординатуру, например, в поликлинике, региональном онкологическом центре или диспансере. Зачастую без возможности выбора профиля-направления — на амбулаторном приеме. Получается, что наша задача — подготовить онколога амбулаторного звена, владеющего знаниями по всем опухолевым процессам, но не являющегося абсолютным профи в какой-то одной области, — поясняет Глеб Кондратьев.

 Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Глеб Кондратьев

Кот в мешке

Какие недостатки эксперты видят в целевом наборе? По словам Павла Бранда, студент-медик теперь не всегда сможет попасть именно туда, куда стремится: 

Например, человек хочет стать офтальмологом, а места есть только на хирурга. Остается искать ординатуру, где есть места, только она может оказаться в другом городе, придется переезжать, — говорит Павел. Целевое обучение за счет бюджетных средств направлено на подготовку кадров государственных учреждений. По мнению Павла Бранда, позиция государства вполне понятна, но ставит под удар клиники, у которых своих целевиков не будет:   Логично, что государство хочет платить только за тех людей, которые потом будут работать в бюджетной сфере. Но непонятно, что делать тем учреждениям, которые испытают нехватку кадров через год-два. Где они будут брать специалистов, когда все уже распределены под конкретные клиники? Одно дело, если бы у нас был большой избыток ординаторов, и тогда мы переводим всех на целевой набор, чтобы конкретные учреждения готовили себе специалистов. Совсем другое, когда у нас очень серьезный недостаток кадров, и мы таким образом часть учреждений этих кадров лишаем. Кроме того, Бранд предполагает, что отбор в целевую ординатуру будет скорее всего своеобразным:   Представьте себе больницу, у которой есть деньги на обучение конкретного специалиста. Дальше в эту больницу приходят люди и говорят главному врачу: «Вот тебе три копеечки, ты, пожалуйста, нашего человечка направь в ординатуру, потому что он очень хороший, он — сын нужного дяди или кого-то из администрации, пускай он учится»

Читайте также:  Определение суда по иску о о признании недействительным свидетельства о праве на наследство и разделе наследственного имущества

Пока неизвестно, как власть будет предупреждать случаи коррупции и злоупотреблений на местах.

До мартовского распоряжения конкурс на целевые места ординатуры был минимальным или вовсе отсутствовал. По словам Глеба Кондратьева, из-за этого в ординатуру мог попасть совсем не подготовленный к учебе абитуриент. 

Часто кафедра получает кота в мешке, без соответствующей базовой подготовки или с низкой мотивацией к обучению. Выгонять таких ординаторов кафедрам экономически невыгодно, но мы все равно отчисляем тех, кто не показывает высоких результатов в учебе. Мы не держим ординаторов, чтобы выполнить финансовый план или контрольные цифры, нам важно выпустить специалиста, готового работать, — утверждает Кондратьев.

Превратится ли теперь конкурс на целевые места в ординатуру из формального в реальный, тоже не до конца ясно.

 Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Павел Бранд

На местах без изменений

Получается, что государство теперь будет распределять врачей по регионам. Глеб Кондратьев считает, что при грамотной организации процесса и обеспечении социальными гарантиями качество жизни врачей станет лучше. Но добавляет, что исполнение этих условий будет зависеть от региона и профессионализма местных чиновников.

Однако Павел Бранд полагает, что условия работы врачей на местах как раз оставляют желать лучшего, и именно это в первую очередь нужно менять.  

Реформы должны быть направлены на то, чтобы человеку было выгодно идти работать в ту отрасль, в которой он учился. Речь идет, прежде всего, о конкурентной зарплате. Должна быть дифференциация между теми специальностями, на которые идут охотнее (например, гинекология), и теми специальностями, куда идут реже (фтизиатрия). Если в отрасли есть недостаток специалистов, ординатуру нужно сделать бесплатной. А ординатура по тем специальностям, на которых врачей слишком много, должна быть платной, — заключает Бранд.

«Образование — это не диплом»

В сфере постдипломного образования врачей есть и другие проблемы, возможно, даже более важные. Например, качество этого образования. По словам Кондратьева, подготовить онкологов и детских онкологов за 2 года крайне трудно.  

Эти специальности включают в себя все виды помощи — от профилактики, диагностики, лечения до реабилитации и паллиативного сопровождения. Для того, чтобы стать хирургом-онкологом, надо окончить две ординатуры. Такой же путь и у онкогинеколога, онкоуролога и онкомаммолога, у последнего еще больше, так как речь идет и о пластической хирургии. Будущее за объединенными специальностями. В детской онкологии недавно появилась новая ординатура «детская онкология и гематология»: пока есть только порядок, код специальности и стандарт — без программы. Видимо, в ближайшее время этим и будем заниматься, — полагает Глеб Кондратьев.

По его словам, постдипломное образование врачей еще будет меняться. 

Увеличится количество практических часов.  Изменится срок обучения. В среднем, на сложных направлениях подготовки, таких как онкология, кардиохирургия и нейрохирургия, ординаторы будут учиться 3 года. Кроме того, ординатура станет многоуровневой: разный уровень ординатуры будет давать допуск к разной работе. Условный первый уровень предоставит возможность работать районным онкологом в поликлинике, а третий  — химиотерапевтом в специализированном центре. Эти требования формально уже озвучены и рекомендованы, однако разработка программ еще в самом начале, — объясняет Кондратьев.

Пока непонятно, как именно все эти изменения будут внедряться в практику.

О качестве подготовки ординаторов напоминает и хирург-онколог Вадим Гущин:

Не так важно, кто оплачивает обучение ординатора, важно, какого специалиста мы в итоге выпускаем из ординатуры. Образование — это не диплом и не два года, проведенные в каком-то учреждении. Конечная цель образования — сделать врача безопасным специалистом в своей области, чтобы он мог сразу работать самостоятельно, отвечать за свои действия, приносить пользу лечебному учреждению, при этом не навредить пациенту.

 Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Вадим Гущин

Справка

Тренд на целевое обучение закреплялся в образовании в последние несколько лет. До 2019 года квоты на целевой прием не могли превышать 15% от общего количества бюджетных мест по каждой специальности. Затем появился федеральный закон, согласно которому количество целевых мест рассчитывалось государством в соответствии с потребностями экономики страны.  

Например, в прошлом году 90% бюджетных мест по специальности «Онкология» и 74% мест в детской онкологии были целевыми. А в новом учебном году, согласно распоряжению Правительства от 4 марта 2020 года, все бюджетные места по этим и еще 46 специальностям ординатуры отдадут целевикам. 

Над текстом работали: Саша Васильева, Марина Радченко.

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.

И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами.

Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения.

Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии.

Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Как собрать ребёнка в школу

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.

Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.

Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения.

Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций. 

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Сколько баллов нужно для поступления в вуз в 2018 году

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного.

Читайте также:  Ч. 4 ст. 111 УК РФ 8 лет строгого режима Кировский районный суд от 17.06.2015 года, апелляционная инстанция оставила без изменения, кассацию пока не писали. На этом этапе возможно ли что то изменить?

Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги.

В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.

А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет.

Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками. С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность.

«Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова. Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Целевое обучение: что это, зачем оно нужно и как поступить?

Немногие в курсе того, что не обязательно сдавать ЕГЭ на высокие баллы, чтобы поступить на бюджет ВУЗа. Целевое обучение – выход для тех, кто не имеет средств на оплату университета, но желал бы получить полноценное высшее образование. Подробнее об этом необычном способе поступления в ВУЗ читайте в данной статье.

Содержание:

Данный способ получения высшего образования не слишком популярен, так как для его осуществления требуется направление от предприятия, заинтересованного в получении квалифицированного сотрудника. То есть, если конкретная организация нуждается в кадрах, она вполне может оплатить ВУЗ абитуриенту, который взамен обязуется «отработать» на предприятии после окончания учебного заведения.

В среднем, в договорах на целевое обучение указан срок от трех до десяти лет обязательной работы на предприятии после успешного выпуска из ВУЗа.

Так что стоит хорошо подумать, прежде чем соглашаться на такой вариант, ведь если вы откажетесь работать после получения диплома, с вас могут взыскать полную стоимость обучения.

С другой стороны, целевое обучение гарантирует выпускнику трудоустройство по специальности сразу после окончания ВУЗа, что тоже немаловажно.

Очень многие путают понятия льготного образования и целевого. Это неудивительно, ведь целевое обучение можно легко назвать и льготным: требования к кандидатам снижены (это касается и баллов ЕГЭ), в ходе учебы «заваливать» вас также не будут. Поэтому многие абитуриенты действительно мечтают о получении целевого направления на обучение.

Как получить целевое направление

Чтобы начать процесс получения целевого направления, выберите учебное заведение, в котором бы хотели получить высшее образование и определитесь со сферой своей будущей деятельности. После этого обратитесь за помощью к классному руководителю школы, где учитесь – он обязан помочь вам подыскать варианты организаций, нуждающихся в кадрах по выбранному вам направлению.

Если же вам не повезло, и школьное руководство не смогло помочь в этом деле, обратитесь в Министерство образования, либо городскую администрацию.

Очень часто предприятия, заинтересованные в трудоустройстве свежих кадров, создают заявки и отправляют их в местные образовательные органы.

Отыскав подходящее предприятие, обратитесь в отдел кадров и предложите свою кандидатуру на целевое обучение.

Какие документы необходимо подавать в ВУЗ

Получив согласие руководства организации, подпишите с ней договор на обучение по целевому плану. Затем обратитесь в приемную комиссию выбранного учебного заведения и предоставьте такие документы:

  • аттестат школьный с вкладышем;
  • документ о прохождении ЕГЭ;
  • паспорт и свидетельство о рождении;
  • договор, который вы заключили с предприятием.

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Поиск предприятия для заключения договора

На первый взгляд, весь описанный выше процесс достаточно прост. Самым трудным этапом получения права на целевое обучение является поиск подходящей организации, которая согласится взять вас на работу и оплатить учебу. Понятно, что современные предприятия больше ориентированы на трудоустройство сотрудников, уже окончивших ВУЗ и мало заинтересованы в спонсорстве такого рода.

Однако многие государственные организации все еще подбирают кадры при помощи целевого обучения. Чтобы узнать о них все, необходимо активно включиться в поиск уже перейдя в последний класс школы. Вначале обратитесь к директору школы, завучу или классному руководителю. Как правило, эти должностные лица владеют информацией о целевом обучении и предприятиях, которые его предлагают.

Вторым способом отыскать подходящую организацию является обращение непосредственно в выбранный вами ВУЗ.

Предприятия, заинтересованные в трудоустройстве выпускников этого учебного заведения, часто оставляют заявки на кафедрах.

Помимо этого, хорошо помогает в поиске возможности целевого обучения МинОбр, так как многие организации переправляют свои заявки на целевое обучение непосредственно туда.

Подводные камни договора о целевом обучении

Получив согласие работодателя, не спешите подписывать с ним договор. Мы рекомендуем внимательно ознакомиться с его содержанием, чтобы не попасть впросак в будущем. Для начала, найдите в договоре пункты о размере платы за ваше обучение и длительности обязательного трудоустройства на предприятии после получения диплома. 

Некоторые организации оплачивают половину, либо даже четверть нужной суммы, а затем требуют работать у них не менее десяти лет. Это неприемлемые условия практически в любом случае. Поэтому обращайте внимание на то, что написано мелким шрифтом, то есть, изучите документ «от корки до корки».

Помимо этого, обратите внимание на такие положения:

  • Наличие стипендии или мед. страховки по документу.
  • Обеспечение студента жильем на время обучения.
  • Временные рамки обязательной «отработки» на предприятии.

Последний пункт отражает дату, с которой вы будете являться официальным работником организации-спонсора, а также число, когда «отработка» закончится.

Помимо этого обратите внимание на перечень непредвиденных обстоятельств, вследствие которых действие договора может быть прекращено или же его условия можно будет не выполнить.

В их перечень обычно должны входить форс-мажоры в виде тяжелой болезни близких студента, либо банкротства предприятия.

Кто может получить целевое образование

Любой человек, получивший аттестат о среднем образовании и поступающий в ВУЗ впервые, может претендовать на льготное обучение от заинтересованного предприятия. Отказать абитуриенту могут лишь в таких случаях:

  • очень плохие результаты ЕГЭ;
  • поздно поданные документы;
  • целевой договор, неправильно оформленный;
  • фальшивые (чужие) документы, поданные в приемную комиссию.

Шаблон договора обычно можно взять в ВУЗе, либо скачать с его официального сайта. Использование утвержденных учебным заведением шаблонов увеличивает шансы на то, что все документы будут приняты приемной комиссией. Желательно, чтобы уже к марту у вас на руках имелся целевой договор с организацией-спонсором. Подробности о сроках уточняйте непосредственно в ВУЗе.

О шансах получить право на целевое обучение

Можно ли мне не заключать договор на целевую интернатуру?

Некоторые руководители заранее заботятся о пополнении кадрами своих предприятий, устраивая конкурсы, олимпиады и турниры среди школьников. Даже простое участие в них – хороший шанс проявить себя, запомниться организаторам человеком ответственным и заинтересованным в карьере именно в их организации. Также полезно посещать дни открытых дверей на предприятиях, общаться с работниками и всячески проявлять свою активность.

Кроме того, если вы не против поработать на предприятии, где уже работают ваши родители, подкиньте идею о целевом обучении им. Как правило, хорошие работники часто рекомендуют своих детей работодателям, что может вылиться в полноценный договор о целевом обучении.

Плюсы и минусы целевого обучения

Плюсов, конечно же, больше. Несмотря на то, что такой способ получения высшего образования «грозит» выпускнику обязательной и иногда длительной работой на предприятии-спонсоре, некоторые абитуриенты просто не имеют иных шансов попасть в ВУЗ. «Целевик» пользуется такими преимуществами:

  • мягкие условия конкурса в ВУЗе;
  • зачисление еще до первого потока поступающих;
  • социальная поддержка от предприятия;
  • трудоустройство после успешного окончания;
  • частично или полностью бесплатное обучение.

Помимо этого, многие компании предоставляют своим студентам-целевикам отличную базу для исследований и написания курсовых и дипломных работ. Как правило, на предприятиях имеется подборка ценной литературы по специальности студента, а практика в компании проходит легче и плодотворней. 

Читайте также:  Ребенок не может забрать документы из университета. Как быть и почему нужно платить за 2,5 месяца. Преподаватель отказывается от своих слов,разбирайтесь с бухгалтерией и платите.

Однако не забывайте, что отработать все же придется, причем, скорее всего, за зарплату, которая не будет вас удовлетворять в полной мере. В то же время, размер оклада можно согласовать заранее. 

Образец заявления на целевое обучение

В каждом ВУЗе оно свое, но мы решили привести здесь пример, чтобы вы имели представление о том, как выглядит стандартное заявление, оформленное правильно и с учетом требований, принятых в большинстве учебных заведений.

Теперь вы знаете, как можно подать заявление на целевое обучение и увеличить шансы быть принятым в ВУЗ по этой программе. Начните работу над поступлением уже с января и, возможно, у вас все получится. Удачи!

Как отказаться от отработки по целевому договору после окончания обучения?

Консультация

Добрый день, уважаемые юристы.

С 2013 по 2018 г. я проходила пятилетнее обучение в Санкт- Петербургской химико- фармацевтической академии (СПХФА) по четырехстороннему договору на целевую подготовку (прилагаю фотографии договора).

К настоящему моменту я закончила свое обучение с получением диплома по специальности «Провизор». Мое обучение в течение всего срока оплачивалось из бюджета (т. е. не Работодателем и не Заказчиком).

Договор предусматривал, что я по окончании 4- го года обучения (т. е. после 4- го курса) должна была явиться к Работодателю (МТПП «Фармация», г.

Череповец) для заключения договора о послевузовской проф. подготовке (в интернатуре) и последующей отработке у него в течение 3- х лет (пункты 4.3 и 4.4).

В действительности никакого договора на прохождение послевузовской проф. подготовки я НЕ подписывала.

В настоящее время я не планирую проходить послевузовскую проф. подготовку и не собираюсь отрабатывать у Работодателя 3- х летний срок.

В связи с описанной выше ситуацией хочу уточнить у вас следующие вопросы:

1) Какие юрид. последствия будет иметь для меня мой отказ в подписании с Работодателем договора о трудоустройстве (для отработки у него в течение 3- х лет)? Что будет, если я, например, не явлюсь к нему в какие- то разумные сроки после получения диплома.

2) Какие финансовые требования (санкции) вправе предъявить ко мне стороны договора в связи с моим отказом от трудоустройства у Работодателя? Отмечу, что на протяжении всего срока обучения НИКАКИХ мер социальной поддержки от Департамента здравоохранения Вологодской области (Заказчика) я НЕ получала; я только получала обычную стипендию на первом и втором курсах (в соответствии с моей академической успеваемостью). Вправе ли какая- либо стороны договора потребовать от меня возмещения БЮДЖЕТНОЙ стоимости обучения за весь срок учебы в связи с моим отказом от трудоустройства?

3) Как мне лучше поступить в описанной ситуации? Нужно ли мне пытаться расторгнуть договор по какому- либо основанию или же лучше оставить все, как есть, и ждать юридических действий со стороны Заказчика (Департамента здравоохранения Вологодской области) или Работодателя (МТПП «Фармация»)?

Если для решения моих вопросов требуется более развернутая ваша консультация, дайте, пожалуйста, знать.

Большое спасибо.

Оставьте отзыв о нашем сервисе

Нам важно знать ваше мнение. Оставьте отзыв о нашем сервисе

Штрафные санкции в случае отказа целевика в одностороннем порядке от исполнения договора о целевом обучении

Правительство РФ Постановлением от 21 марта 2019 г. № 302 (далее –Положение) утвердило:
Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (далее – Положение);
Правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета;

Типовую форму договора о целевом обучении (далее – Договор).

  • «Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает», — сказано в Пояснительной записке к документу.
  • Основания для наложении штрафа
    В соответствии с Положением целевик при неисполнении обязательств по обучению и (или) осуществлению трудовой деятельности несет ответственность по Договору в следующих случаях:
    при отчислении из организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее – организация), в которой он обучался в соответствии с Договором (за исключением отчисления в порядке перевода и по основаниям, установленным Положением);
    — если целевик освоил образовательную программу и не приступил к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с Договором;
    — если целевик освоил образовательную программу и не прошел аккредитацию специалиста до истечения срока прохождения аккредитации специалиста (6 месяцев);
    — если трудовой договор расторгнут целевиком по собственному желанию в соответствии со статьей 80 ТК РФ до истечения срока, указанного в Договоре (не менее 3 лет);
    — в случае перевода целевика по его инициативе на обучение с характеристиками обучения, не соответствующими Договору, если стороны не пришли к соглашению;
    — в случае расторжения трудового договора в соответствии с пунктами 3, 5 — 11 части первой статьи 81, пунктами 1 и 2 части первой статьи 336, статьями 34811 и 34811-1 ТК РФ до истечения срока, указанного в Договоре ( не менее 3 лет);
    — если специальность, направление подготовки вуза, на обучение по которым переведен целевик, не входят в перечень специальностей, направлений подготовки высшего образования, по которым Правительством РФ была установлена квота на дату приема на целевое обучение, и (или) субъект (субъекты) Российской Федерации, на территории которого может быть трудоустроен целевик в соответствии с Договором не входит в перечень субъектов РФ, установленный на дату приема, а перевод осуществлен по инициативе целевика.

Кому выплачивается штраф
В перечисленных случаях Договор о целевом обучении расторгается, заказчик освобождается от ответственности за неисполнение обязательств, а целевик в соответствии с п. п.

41, 42 Положения обязан возместить заказчику в полном объеме расходы, связанные с предоставлением мер поддержки, рассчитанные на дату осуществления соответствующих затрат на соответствующей территории (без применения ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации), посредством перечисления денежных средств на лицевой счет заказчика .
В случаях неисполнения целевиком, принятым на целевое обучение в вуз за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах установленной квоты, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, целевик выплачивает вузу, в котором он обучался, штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на его обучение в вузе за счет средств федерального бюджета (далее — штраф).
В случае обучения целевика в соответствии с Договором в нескольких вузах (в результате перевода из одной организации в другую), получателем штрафа является последняя из таких организаций. Если целевик обучался в нескольких организациях в сетевой форме, то получателем штрафа является организация, в которую он был принят в пределах установленной квоты.

Целевик не позднее 12 месяцев со дня получения требования к выплате штрафа выплачивает штраф посредством перечисления денежных средств на лицевой счет получателя штрафа.

В случае невыплаты целевиком штрафа в установленный срок при отсутствии оснований, получатель штрафа осуществляет взыскание штрафа в судебном порядке.

Цена штрафных санкций
Размер штрафа определяется получателем штрафа в соответствии с п. 58 Положения. В частности:

— если целевик завершил освоение образовательной программы на условиях Договора и полностью или частично не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле неотработанного времени (дней) в пределах 3 лет;

— если целевик не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях Договора, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного ФГОС (с учетом формы обучения и иных условий, установленных ФГОС).

  1. К кому не применяются штрафные санкции
    В соответствии с п. 61 Положения целевик освобождается от выплаты штрафа при наличии следующих оснований:
    — освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по Договору в соответствии с Положением;
  2. — является единственным родителем, имеющим 3 и более детей.
  3. Источник:

Постановление_Правительства РФ   «О целевом обучении от 21 марта 2019 г.»
www.abiturient.ispu.ru/images/docs/2019/Info/Cel/
Рекомендации Рособрнадзора от 11 марта 2019 г. «В связи с изменением законодательства Российской Федерации в части целевого обучения».

ww.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=7670

http://government.ru/news/36135/

Сайт использует файлы Cookie. Ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности, что бы узнать подробности.

Если Вы не хотите, что бы файлы Cookie были использованы отключите их в своём веб-браузере.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *